←  Позднее Средневековье, или эпоха Возрождения

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Провинции Османской империи

Фотография andy4675 andy4675 29.03 2021

Первоначально, Османская империя делилась на бейлербейства. Первые два бейлербейства - это азиатские владения империи (бейлербейство Анадолу), занимавшие Малую Азию (Анатолию), а также европейские владения империи (бейлербейство Румели(я)). В дальнейшем, с покорением новых территорий (Сирия и Палестина, Египет, Северная Африка (Триполитания, Алжир и Тунис), Кипр, Крит, земли на Аравийском полуострове, в Месопотамии, в Закавказье, в Крыму, а также на севере Балканского полуострова и севернее его), возникли новые бейлербейства.

В дальнейшем на месте бейлербейств возникли эйялеты. В это время крупнейшая административная единица, эйялет, делилась на единицы поменьше - санджаки. Санджак, в свою очередь, делился на казы. А казы - вснекоторых случаях, хотя и не всегда - на нации. После 1864 года термин эйялет был заменён термином вилайет (первоначально этим словом обозначалась любая административно-территориальная единица в Османской империи, меньше размерами чем эйялет - как правило санджак или каза, но иногда даже арматолики). В связи с этой многозначностью термина, для этого периода историки избегают его использовать.

В эйялетах, в которых прежде правили бейлербеи, то есть двухбунчужные паши, теперь стали назначаться только (провинциальные) везири, то есть трехбунчужные наши. В их непосредственной власти находится главный ("первый") санджак эйялета - так называемый "санджак паши". Кроме того, их власть по всему эйялет уменьшается настолько, что становится почти несуществующей. В их руках концентрируется военная и политическая власть, но и они, как и остальные чиновники, были лишь откупщиками права собирать налоги. Также, в 17 веке во-главе санджака можно встретить санджак-беев, однобунчужных чиновников. Но с того же 17 века, в санджака, как и в вилайетах, власть начинает переходить даже к трехбунчужным пашам, везирям, но чаще всего - двухбунчужным пашам. Такие санджаки, в которых стало традицией правление пашей, получили также название пашалыков. Следует отметить, что количество бунчуков - признак знатности.
Ответить

Фотография vitpit vitpit 10.01 2023

Вообще история Османской империи очень интересна, особенно с момента прихода к власти султана Сулеймана и его султанат в особенности. Я считал что турки были сильно примитивны, но история показала что это далеко не так.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 11.01 2023

Османская империя: местные элиты и механизмы их интеграции

 

 

 

С первых дней существования Османской империи ее отличительной чертой было наличие централизованного чиновничьего аппарата. Единственным источником легитимации власти служили расположенные в столице административные институты, возглавляемые султаном и управляемые его единственным заместителем — великим визирем.

Другие центры влияния, за пределами столицы, не имели политической легитимации. Они, если не получали официальных титулов или на них не возлагались специальные функции, были лишены институциональной стабильности.

Возможным исключением являлись главы племен в некоторых отдаленных районах империи, где центральной власти никогда не удавалось создать постоянную провинциальную администрацию. То есть местные элиты традиционно не рассматривались как законные обладатели политической власти наряду с центром. Единственным исключением было Соглашение от 18о8 года, навязанное МахмудуII представителями аянов, которые имели военное влияние в Стамбуле. Но в результате предпринятых Махмудом II мер по централизации правы этот документ остался мертвой буквой закона.

Период реформ, последовавший после 1839 и продолжавшийся до 19о8 года, ознаменован тем, что османский чиновничий аппарат осознал необходимость сотрудничества с провинциальными элитами. Эта политика достигла апогея в период действия первой Конституции (1877—1878). Однако, после I9о8 года произошли изменения, [177] в результате которых местные элиты стали получать указания из центра. В периферийных районах, таких как Албания и Аравия, эта централизация привела к восстаниям и в последующем - к сепаратистским действиям.

В традиционные местные элиты, уходящие своими корнями в ранние периоды османской истории, входили управляющие военными феодами сипахи (timarli sipahi), провинциальная знать (ауаn, muetesellim, voyvoda), местные мусульманские и немусульманские сановники, вожди племен и автономные правители. На протяжении веков административное и политическое влияние этих элит менялось. Хотя некоторые из них в ХIХ веке исчезли, другие сохранились вплоть до начала ХХ.


Административные и финансовые изменения, происходившие в стране с конца ХVI века, сделали административные, военные и финансовые функции управляющих военными феодами ненужными. Кроме того, изменились сами владельцы военных феодов. В результате длительных войн с Ираном (1578—1618) провинциальные губернаторы были вынуждены наделять военными феодами тысячи анатолийцев (туркмен, курдов и т.п.), чтобы они создавали новые кавалерийские отряды. Хотя первоначально положение timarli sipahi могли занимать только члены правящего военного класса, эта новая практика открыла народным массам возможности для вступления в правящую элиту.

Тем временем, уже существовавшая практика передачи наследственного статуса timarli sipahi, особенно племенным группам, была расширена и стала включать в себя стратегически пограничные земли. Таким образом, предоставление статуса timarli sipahi в Боснии, Албании или в регионах, граничащих с Ираном, стали контролировать местные знатные семьи и вожди племен.

Оставшиеся военные феоды в Анатолии и на Валканах либо отдавались под облагаемые налогом сельскохозяйственные участки, либо использовались центральными властями в качестве синекуры (arpalik) для высокопоставленных чиновников или военных офицеров. Так как эти функционеры никогда не проживали в провинции, [178] они назначали своих наместников, называемых muetesellim или воеводами, для управления феодами и сбора налогов. Наместников выбирали среди местной знати (аянов), которые использовали эту возможность для усиления своего влияния в данной местности.

Ухудшение положения военных феодов сопровождалось расширением финансовой практики сбора налогов с наделов. В качестве облагаемых налогом управляющих на государственных землях, т.е. бывших военных феодах, выступали аяны. Но одновременно они занимали должности muetesellim, наместников, и поэтому аккумулировали огромные богатства.

Это богатство позволяло аянам содержать значительные наемные войска. Они использовали их для подавления бандитских вылазок и тем самым обеспечивали себе поддержку и доверие местного населения. Эти ayan-muetesellim, контролировавшие обширные регионы, заставляли менее крупных аянов в областях или деревнях собирать для них налоги.

Для центральной администрации аяны стали необходимы, особенно во время войны, так как именно они предоставляли финансовые средства, людскую силу, провизию и скот. В то же время они использовали делегированную им государством власть для укрепления своего влияния в провинциях. Должность muetesellim стала важным средством обеспечения богатства и влияния на Провинциальном уровне, что, в свою очередь, вызвало жесткую конкуренцию среди семей аянов. Конкуренция сопровождалась интригами, взятками, кровавыми столкновениями и союзами с племенными группами и местными бандитами. Такая борьба стала обычной практикой, особенно в ХVII и начале ХVIII века.

В течение ХVIII века некоторые семьи аянов монополизировали назначение на должность muetesellim, и центральная власть потеряла свою решающую роль в назначении на эту должность. Это событие сопровождалось возникновением во многих частях империи статуса наследования должности muetesellim. Но, несмотря на все эти факты, muetesellim продолжали действовать как официальные представители губернаторов провинций и как наместники функционеров, занимавших высокие посты в столице.

Хотя muetesellim являлись влиятельной силой, они, тем не менее, должны были действовать в сотрудничестве с городским советом, который заседал в столице провинции, и во главе которого [179] стоял kadi. В этот совет входили другие знатные люди провинции, такие как янычары и другие военные начальники, местные религиозные сановники, другие аяны, зажиточные торговцы и представители гильдий. В ХVIII веке городские советы возникли как главные органы местного самоуправления. Сам muetesellim вышел из членов такого совета. Если совет был недоволен muetesellim, он мог послать в столицу петицию с жалобой, и иногда это могло привести к снятию с должности или к наказанию наместника.

Война между Россией и Османской империей в 1768—1774 годах и последующие военные столкновения на Балканах увеличили политическое и военное значение некоторых семей аянов. Недостаточный военный потенциал янычар и кавалерийских отрядов вынудил центральную власть полностью положиться на крупных аянов. Некоторые из них стали править целыми провинциями, такими как Албания и Греция, Западная Анатолия, центральная часть Анатолии, Сирия и др.

Открытое неповиновение центральной власти особенно проявлялось среди аянов на Балканах: они отказывались поддерживать усилия Селима III по созданию регулярной армии с всеобщей воинской повинностью, а также его политику по централизации страны.

 

Пик влияния аянов в империи пришелся на 18о8 год, когда аян Рузы (Болгария) Алемдар Мустафа Паша оккупировал со своими войсками Стамбул, сверг с престола Мустафу IV и посадил на трон Махмуда II. Алемдар Мустафа узурпировал должность великого визиря и вызвал в Стамбул некоторых аянов для проведения общей ассамблеи. Было объявлено, что аяны будут поддерживать закон и порядок не только в провинциях, но и в столице, и будут защитниками населения. Они же выступили и как главные гаранты всех этих заявлений.
Махмуд II был вынужден подписать этот документ, однако, благодаря мерам по централизации страны, через десять лет большинство влиятельных аянов лишились своего политического веса.

МЕСТНАЯ АРИСТОКРАТИЯ В ПЕРИФЕРИЙНЫХ РЕГИОНАХ

 

Ядро Османской империи состояло из тех регионов (Болгария, Греция, Фракия, западная и центральная части Анатолии), в которых система военных феодов была доминирующей административной структурой. Несмотря на снижение влияния timarli sipahi [180] после ХVI века и усиление тенденций к децентрализации, наследие централизованного правления в этой части империи не позволило крупным аянам получить политическую легитимацию своей фактической власти.

Положение было иным в отдельных периферийных регионах, где древние династии и племенная аристократия продолжали существовать под Османским правлением. Босния и Албания были пограничными районами на Балканах и часто становились ареной военных столкновений с Габсбургами и Венецией. Хотя в этих регионах существовала система военных феодов, стратегическая значимость этих мест заставила Османскую администрацию предоставить членам бывшей местной знати статус timarli sipahi — губернаторов и военных командиров. Упадок системы военных феодов и подъем за счет этого облагаемого налогом земельного хозяйства привел к повышению влияния этих местных династий.

После Карловицкого договора (1699) географически уязвимое положение Боснии усилило зависимость Османской администрации от местных вооруженных отрядов, находившихся под командованием местных kapetan. Капитаны, выходцы из различных социальных слоев, узурпировали полномочия и функции государственных чиновников, присваивали себе собираемые с государственных наделов налоги и захватывали огромные сельскохозяйственные угодья.

И в Албании на протяжении всего ХVIII века росло влияние местных семей, имеющих облагаемые налогом сельскохозяйственные угодья, а также закреплялись привилегии по наследованию должностей вождей (bayrakdar), под командованием которых находились отряды племен. В начале ХIХ века боснийская и албанская знать и местные военные лидеры были практически независимы, в то время как назначаемые из центра губернаторы имели весьма ограниченное влияние.

В граничившем с Ираном Курдистане Османская администрация, после его захвата, передала феодальные права местным династиям. Они располагались в недоступных для какой-либо власти местах и считались губернаторами автономных государственных санджаков (hukumet sancaks). Эти семьи не платили налогов и не предоставляли какой-либо регулярной военной помощи Османскому государству.

 

Курдские племена переместили к Иранской границе, где они служили в качестве постоянной милиции, при условии постоянного освобождения от уплаты налогов. Другие династии [181] были объединены в санджаки, известные как yurtluk или ocaklik. Хотя они были организованы по типу обычных военных феодов, управление такого типа санджаков осуществлялось местными семьями.
С другой стороны, они обязывались платить налог со своих владений и служить во время военных действий. Когда центральная власть была сильной, а войска султана располагались поблизости, правители этих курдских санджаков, как правило, выполняли свои обязательства. В другие времена они обычно не стремились выполнять свои финансовые и военные обязательства.

Военные феоды с назначаемыми из центра правителями санджаков оставались в Курдистане скорее исключением. Процесс децентрализации подталкивал местные династии к мысли о получении полной автономии. Hukumet sancaks и yurtluks все чаще превращались в полунезависимые курдские эмираты, как Бабан и Бедиран.

В Сирии, в таких городах, как Дамаск, Алеппо или Иерусалим, имелись такие же местные элиты, как в Анатолии или на Балканах (аяны). В ХVII веке известные семьи, например, Муради или Азм, приобрели решающее влияние в южной части Сирии, главным образом, благодаря облагаемым налогом хозяйствам и должности muetesellim. Члены семьи Азм впоследствии стали официальными губернаторами в Сирии.
В последние десятилетия ХУIII века янычар Сеззар Ахмед Паша путем интриг и военной силы, установил свое господство в Палестине и был официально назначен правителем региона.

Вне границ крупных городов прямой контроль Османской администрации уступал свои позиции в пользу бедуинских племен и вождей друзов. Бедуины были объединены в кочевые конфедерации слабо связанных между собой племенных единиц. Поскольку они угрожали коммуникациям между городами и часто нападали на сельскохозяйственные поселения, а иногда даже и на местные города, то одной из главных обязанностей Османских правителей в арабских провинциях было контролировать передвижения бедуинов.
В дополнение к военным методам администрация, чтобы прекратить нападения, платила их вождям «заработную плату». В других случаях главы крупных конфедераций бедуинов получали почетные титулы, и их просили контролировать поведение подвластных им племен.
Но один из вождей бедуинов, Захир аль-Омар, в течение 175о—1775 годов смог держать под контролем целое [182] автономное государство, занимавшее всю северную часть Палестины и южную часть Ливана.

Если взглянуть на Египет и Ирак, то характерной особенностью этих двух регионов были местные элиты мамелюков. Мамелюки — класс военных рабов турецкого и кавказского происхождения, объединенные в военные поселения и контролировавшие местную политическую жизнь военными и финансовыми средствами.
После завоевания в 1517 году Египта элита мамелюков легко инкорпорировалась в Османскую администрацию. Бывшие главы богатых поселений мамелюков превратились во владельцев облагаемых налогом хозяйств и получили титул санджак-беев. Хотя они никогда не вели себя как настоящие правители санджаков, титул санджак-бей означал признание их как членов правящей элиты Османской администрации.

Мамелюки Османского Египта были командирами рекрутируемых на месте военных отрядов, перевозили ежегодно собираемые в Египте налоги, организовывали караваны пилигримов в Мекку, возглавляли египетскую финансовую администрацию и выступали в качестве вице-губернаторов в отсутствие назначенного из центра губернатора.
Два-три крупных семейства мамелюков постоянно конфликтовали между собой по поводу монополизации власти. В конце ХVIII века возникли поселения, которые попытались стать фактически независимыми от Стамбула.
Наконец в I8II году мамелюков истребил янычар Мехмед Ади-паша, который стал полунезависимым губернатором Египта.

Ирак был пограничным районом, где постоянной Османской администрации не существовало вплоть до ХIХ века. Главными причинами отсутствия контроля со стороны центра были следующие: значительная географическая отдаленность от Стамбула, регулярные вторжения Ирана на эти территории и преобладание курдских и арабских кочевых племен вне городов. Местные кланы или командиры местных отрядов, напротив, старались узурпировать административную власть. Иногда посты губернаторов продавались управляющим местных поселений.

Начиная с ХVIII века и позже Ирак находился под контролем семьи мамелюков грузинского происхождения, которая сумела монополизировать назначение губернаторов Багдада только из собственной среды. Эта олигархия способствовала установлению относительной стабильности в регионе. В I83I году Османская центральная администрация мамелюков ликвидировала. [183]

Курдские и арабские племена были полуавтономными социальными и военными единицами, которыми управляли их собственные вожди на основе обычного права. Центральные власти не имели прямых контактов с членами этих племен.
Посредниками между племенами и Стамбулом выступали главы конфедераций племен. Эти главные вожди признавались Блистательной Портой, если они гарантировали Стамбулу свою лояльнсть, регулярную уплату налогов и поддержание правопорядка на своей племенной территории.

ПОЛУНЕЗАВИСИМЫЕ РЕГИОНЫ
Границы Османской империи включали в себя территории, которые имели свое особое государственное устройство, административные институты, регулярные войска, а иногда и свои дипломатические отношения. В их числе Хиджаз, Тунис и Алжир, Крымское Ханство, Валахия и Молдавия, которые были признаны Стамбулом как отдельные политические единицы.

Когда от мамелюкского султаната Египта к Османской империи отошел Хиджаз (I5I7), этот регион уже на протяжении пяти веков имел полунезависимый статус. Он сохранился и под Османским правлением. Местными правителями Хиджаза были шерифы Мекки, потомки пророка Мухаммеда, которые представляли местную олигархию конкурирующих между собой кланов.
Хотя формально шерифа назначал центр, эту должность всегда занимали члены семьи Хашемитов. Шерифы никогда не платили какой-либо дани и никогда не посылали в центр военные отряды.

Тунис и Алжир, территории Османской империи на самом
»дальнем западе» ее границ, управлялись военными олигархиями из янычар. Хотя в начале ХVI века там правили бейлербеи (beylerbеуi), назначаемые из Стамбула, их также затронул период децентрализации, и с начала ХVII века и далее власть в этих провинциях захватили военные командиры местных янычарских отрядов.
Правители, dey (от daiу, буквально — дядя) или bеу, фактически проводили волю военных отрядов, солдаты которых рекрутировались из анатолийцев. Что касается Алжира, то там не было наследственной системы передачи власти, и каждого дея либо снимала, либо убивала клика командиров, которая затем ставила нового дея. В Тунисе, напротив, династияХусаинидов правила страной в течение всего ХVIII века.

И алжирские деи, и тунисские беи, получив от центральной [184] администрации титулы beylerbеуi, должны были посылать Стамбулу усгановленную сумму дани и оказывать помощь Османскому государству своими морскими силами. Тунис и Алжир де-факто были городами-государствами, власть олигархий в них не распространялась дальше городских стен Алжира, Орана, Константины и Туниса.

Крымское Ханство, Валахия и Молдавия, будучи полунезависимыми монархиями, признавали Османский сюзеренитет, но оставались независимыми во внутренних делах. Эти государства имели свой чиновничий аппарат и армии, имели право чеканить свои монеты. Иногда эти страны предпринимали такие внешнеполитические шаги, которые противоречили интересам Блистательной Порты, и тем самым могли приводить к конфликтам со Стамбулом.

Правители Валахии и Молдавии (воеводам) избирались из местной землевладельческой аристократии бояр, и формально утверждались Стамбулом. В Крыму Блистательная Порта ратифицировала занятие ханского престола представителями семейства Гирей, членов династии Чингиз Ханидов. Дети правящих элит этих трех стран часто проводили свою юность в качестве заложников во дворце султана, где они получали образование в области турецкой и исламской культуры.

В начале ХVIII века среди местных элит в Валахии и Молдавии усилилась тенденция к достижению полной независимости. Это вынудило Блистательную Порчу заменить формальную систему избрания назначением на посты воевод лояльных греков из элиты фанариотов (Phanariot). В том же веке растущая мощь России ослабила на севере автономные позиции Крымского ханства в отношении Османской империи. После 1699 года Крым все больше зависел от Османской мощи в деле сохранения своей территориальной целостности, что дало Блистательной Порте большие возможности для вмешательства во внутренние дела Ханства.

 

Элиты Османской империи (livejournal.com)

Ответить

Фотография vitpit vitpit 17.01 2023

Мне кажется что вы перечислили все за исключением самого главного: желанием султана просто выжить. Вот помните фильм "Великолепный век" где показана жизнь османской верхушки. Помните, там русско-украинская рабыня Александра пришла, родила детей и стала столпом османского мира. И потом так же было с Нурбану, потом с Кесем. Все они в прошлом христианки, но преобразились и впитали в себя основы мосульманства.

При такой большой конкуренции было трудно выжить, даже султан Сулейман под конец боялся своих сыновей, то есть ты их родил, вырастил а потом они стали угрозой твоего существования. Ведь по другому быть не могло, их так воспитали, что они приходят на смену своим предкам. А тут что: ну не умирает отец и все! 

Я думаю что османская элита была особенной, живущей как на минном поле, потому что гарантии жизни не было, все время была угроза жизни.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

Действительно, султан мог казнить любого чиновника, без каких-либо правовых разбирательств. Были времена, когда визирей казнили так часто, что трудно было найти желающих занять такой важный пост.

 

Самой почетной должностью в Османской империи был главный визирь. В то же время этот пост был самым опасным, и его обладатели часто лишались головы.

Великий визирь по объёму власти уступал только султану. Он представлял волю падишаха, управлял государством и заботился о народе. Только вот если в стране начиналось восстание, или на визиря жаловались люди, то его казнили, чтобы устранить все недовольства.

 

Первым пострадавшим визирем был Амасьялы Беязыд-паша. Он родился в санджаке Амасья и служил на своем посту при султане Мехмеде I. Когда падишах умер, он в течение месяца скрывал от всех его смерть, чтобы наследник мог в безопасности прибыть в столицу Османской империи и взять власть в свои руки. Мурад II стал султаном, однако в стране началось восстание Лже-Мустафы, который выдавал себя за наследника престола. Тогда Амасьялы Беязыд-паша отправился на подавление бунта, но в битве с предателями его схватили и казнили.

 

Чандарлы Халиль-паша преданно служил султану Мураду II. Когда на его место пришел Мехмед Завоеватель, то он сохранил за пашой должность великого визиря, однако относился к нему с недоверием. Фатих задумал взять Константинополь, но его решение не поддержал великий визирь. Он уговаривал молодого султана оставить этот город, так как османское войско пока было не готово к такой крупной военной кампании. Однако Мехмед не стал его слушать. Он мечтал забрать себе Константинополь, поэтому начал осаду города, а главного визиря казнил. Подобная судьба и причина казни была у Гедик Ахмеда-паши (главного визиря султана Баязида) и Коджа Мустафы-паши (подданного Селима Явуза).

 

Караманлы Мехмед-паша после смерти Фатиха пытался мирно передать трон одному из сыновей султана. Однако янычары, поддерживающие шехзаде Баязида, подняли восстание, казнили великого визиря и сами обеспечили безопасную коронацию для своего фаворита.

 

Девширме Юнус-паша смог продержаться на посту великого визиря всего лишь 8 месяцев. Одновременно он управлял Египтом, но должность бейлербея потерял из-за обвинений во взяточничестве. Вскоре он потерял еще и пост великого визиря. Историки так и не смогли разобраться, что случилось и почему Юнус-пашу казнили.

 

Следующим «счастливчиком» стал известный всеми Паргалы Ибрагим-паша. Он достаточно эффективно работал на своей должности, однако мужчина слишком сильно полюбил власть, поэтому Сулейман Кануни решил казнить его.

 

Кара Ахмед-паша получил должность лишь благодаря недовольству народа. После казни шехзаде Мустафы начались восстания, и люди требовали казнить великого визиря Рустема-пашу. Сулейман не мог убить мужа своей дочери, поэтому снял его с должности и передал пост Ахмеду-паше. Только вот Рустем не собирался прощаться со своей должностью, он доказал, что новый визирь брал взятки. В результате Сулейман казнил Кара Ахмеда-пашу и снова назначил своего зятя визирем.

 

Другой известный визирь, Дервиш-паша, получил такую высокую должность благодаря влиянию на султана. Юный Ахмед прислушивался к советам Дервиша, а вскоре назначил его великим визирем. Однако паша тоже был обвинен в предательстве и казнен перед остальными членами совета.

 

Насух-паша стал великим визирем благодаря Кёсем-султан. Госпожа выдала свою 6-летнюю дочь за чиновника, чтобы управлять советом. Однако даже родство с султаном не помогло Насуху-паше. Он любил взятки и поплатился за это.

 

Кара Давут-паша был сторонником безумного султана Мустафы I и помог свергнуть Османа II. Однако визирю не смогли простить убийство не просто представителя династии, а самого султана. Месть настигла Давута-пашу, и его казнили.

 

Топалу-паше тоже не повезло. Он начал плести интриги против султана Мурада IV и поплатился за это жизнью.

 

Кеманкеш Кара Мустафа-паша был преданным человеком Кёсем-султан. Он помогал валиде править, однако что-то случилось между ним и госпожой. Кёсем убеждала Ибрагима казнить визиря. Султан согласился и отдал приказ устранить Кеманкеша.

 

Мерзифонлу Кара Мустафа-паша из влиятельного рода Кёпрюлю был последним великим визирем, который пытался расширить границы империи, однако у него ничего не получилось. Мужчина не рассчитал свои силы и во время очередной военной кампании решил спастись бегством. Узнав об этом, султан приказал казнить визиря.

 

Хуршид Ахмед-паша был великим визирем при Махмуде II. Однако мужчина не был казнен султаном, как многие его предшественники. Он просто не справился со своими обязанностями и решил покончить жизнь самоубийством.

 

Все следующие великие визири служили на своем посту по 1-2 года. Они сменяли друг друга, обратно возвращали себе должность. Визирей уже не казнили, а просто отправляли в отставку. Последним великим визирем был Ахмед Тевфик. Он прослужил на своем посту до 1922 года.

 

Страшная участь великих визирей | Загадки «Великолепного века» | Дзен (dzen.ru)

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

При такой большой конкуренции было трудно выжить,

Действительно, после смерти султана наследник имел право убить других братьев, которые представлялись ему претендентами на захват власти. Жены старались своего сына продвинуть в наследники, а сыновей от других жен сжить со свету. Все это привело к деградации султанов, которые из могучих воинов превратились в слабаков.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

Уже в юности Луи XIV всегда огорчался, когда нападали на его королевскую власть. Так однажды в его присутствии несколько придворных разговаривали между собой о неограниченной власти турецких султанов, показывая это на ряде примеров.

 

-- Хорошо! - заметил юный король. - Вот что называется царствовать!

-- Да, государь, - подхватил маршал д'Эстре, - но два или три этих властелина были в мое время убиты.

 

http://ino-lit.ru/li...izn-lui-XIV.htm

Ответить

Фотография vitpit vitpit 20.01 2023

Вы все так описали подробно что аж страшно становится от таких знаний, и самое главное, что безапеляционно. Чистые знания! Только вот вопрос: а откуда?

У турков с источниками те же проблемы что и в России, где про времена Ивана Грозного практически ничего не известно, мы даже не знаем как он выглядел. Да, некто Герасимов пробовал воссоздать облик по костям, но это лишь его попытка, ни до ни после никто этим не занимался.

История Турции во времена султанов очень запутанна. Я не занимался нею специально, и спорить с вами не могу, моя кандидатская была Столыпинская аграрная реформа, так что Турция от меня очень далеко.

Тем не менее, я все таки поглядывал историю Турции особенно после выхода фильма Великолепный век, где забыли про религию и показали османов совершенно в другом, можно сказать европейском стиле. Конечно, это неправда и не предмет обсуждения.

Но я убедился, что по тому этапу истории у турков еще меньше документов чем у нас по Ивану Грозному.

А какие документы по гарему? Что ели да пили, что покупали... Чем гарем знаменит? Что бабы там и все. Просто с подачи голивуда устроили так, что люди только и думали о размножении, а все прочие так, между прочим.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

моя кандидатская была Столыпинская аграрная реформа,

Так у нас есть тема и по Столыпину и по реформам, напишите там что-нибудь интересное.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

Тем не менее, я все таки поглядывал историю Турции особенно после выхода фильма Великолепный век,

Вы вроде бы утверждаете, что нельзя делать исторические вывода без изучения первоисточников. А ссылаться на телесериалы это чем лучше?

 

У нас про Ивана Грозного десяток фильмов снят, а в Англии фильмов про Елизавету может и сотня наберется, но там очень много вымыслов. Типа фильма Золотой век, который вообще фэнтэзи напоминает. 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

Но я убедился, что по тому этапу истории у турков еще меньше документов чем у нас по Ивану Грозному.

Я бы не стал так смело рассуждать об отсутствии документов. После гуннов не осталось письменных документов, но гунны были кочевниками, а все цивилизованные народы естественно вели и летописи, и административную переписку, и частную переписку. В Китае при Ци Шихуанди письменные законы были, а в Риме и того раньше, а у Хаммураппи и еще раньше.

 

Поэтому утверждать, что по 16 веку не существует документов это нонсенс. 16 век это время мореплавания, книгопечатания, интенсивных международных контактов, и документов там более чем достаточно. Был известный испанский король Филипп 2, он как клерк с утра до вечера читал и писал письма не выходя из кабинета. А Вы говорите, что нет документов. 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

Официальная подпись султана Сулеймана Великолепного (1520-1566), Турция.⁠⁠

 

Эта стилизированная подпись представляет собой каллиграфическую композицию, содержащую имя правящего султана, имя его отца, титул и фразу: "Вечно победоносный."

 

 

1424528969_526622640.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

Оказывается, летописи в ОИ стали публиковаться довольно поздно под европейским влиянием.

 

Слово «летопись», по-турецки «salname», используемое для обозначения сборника событий за год, вошло в турецкий язык после Танзимата, эпохи реформ в Османской империи. В персидском языке первая часть слова «sal» означает «год», а вторая – «name» — означает «письмо», «книга», то есть слово целиком можно перевести как «ежегодник». В западноевропейских языках для слова «ежегодник» используются слова «анналы» и «альманах».

 

По своему содержанию и названию можно выделить 4 основные группы летописей: касательно государства, вилаета, государственного ведомства и организации. В 1763 году в Германии в городе Гота вышел «Готский альманах» сначала на немецком, а позднее и на французском языке. Увидев это издание, садразам Решид-паша пожелал, чтобы подобный сборник издавался и на турецком языке, и таким образом увидела свет Летопись Османского государства (Salname-i Devlet-i Aliyye-i Osaniyye). Первая официальная летопись Османской империи вышла в середине 19-го века, в 1847 году, при содействии садразама Решида-паши, явившись плодом совместной работы историков Хайруллаха-ефенди, Ахмета Вефика-эфенди и Ахмет Джевдет-паши. Летописи Османского государства выходили планомерно, и с каждым последующим годом объём их расширялся, причём 35 из них, изданных в 1847-1880 гг., были изготовлены путём отпечатка на камне, а остальные – с помощью типографского шрифта.

Ответить

Фотография vitpit vitpit 20.01 2023

Вот вы жили при Брежневе, потом Андропов, Черненко и Горбачев. Что вы после их имеете? Затем Ельцин, что осталось?

Я имею в виду вот город, вот любой город кроме Москвы. Что осталось после них? Да ничего, были и ушли, даже памятников не осталось.

Теперь возьмите Османскую империю, где знать говорила и писала на османском а население было безграмотным, вообще не писали.

Вообще хранение документов очень деликатный вопрос, они требуют места, требуют людей которые за ними присматривают, ну и те вопросы что мы рассматриваем, мало кого интересовали.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

где знать говорила и писала на османском

Что это за османский язык?

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

Вы хорошо образованный интеллектуал, владеете современными технологиями, поэтому считаете наш форум отставшим от жизни скопищем дилетантов.

 

Это не совсем так, у нас были исследователи, ни в чем Вам не уступавшие. Например, член форума Яго (сейчас он на спецзадании) был ничем не примечательным заурядным человечком, жил в глухой провинции, но умом был равен Платону и Аристотелю. Непрерывно изучая первоисточники, Яго достиг в некоторых темах уровня профессионального ученого. Я думаю, если бы Вы с ним пообщались, то не рассуждали бы так высокомерно о никчемных пенсионерах.

Ответить

Фотография Новобранец Новобранец 20.01 2023

 

где знать говорила и писала на османском

Что это за османский язык?

 

Искусственно созданный, с большой примесью фарси.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

 

 

где знать говорила и писала на османском

Что это за османский язык?

 

Искусственно созданный, с большой примесью фарси.

 

А я думал султаны говорили по-арабски. Век живи век учись.

 

 У сельджуков, как память об империи аббасидов, языком управления остался арабский язык. Насколько простирается власть центра и его бюрократии, настолько же простирается и этот язык управления. Иногда он полностью ассимилирует местные языки, иногда оказывает слабое влияние на них.

 

Османская империя была создана и развивалась элементами, говорящими на тюркском языке. В процессе развития она испытала влияние сельджукской бюрократии, языками которой были арабский и персидские, но сумела адаптировать это к тюркскому языку и при поддержке тюркской интеллектуальной элиты без особых затруднений выработала свой язык бюрократии. В школах Эндерун[1] готовили бюрократов, хорошо знающих этот язык.

 

То, что большинство элементов, участвовавших в процессе развития, были в основном тюркоязычными, в значительной степени способствовало становлению турецкого языка как языка бюрократии от центра империи до ее окраин. Одним словом, официальным языком Османской империи с самого начала был тюркский.

Языки Османской Империи (islam-portal.ru)

Ответить

Фотография Новобранец Новобранец 20.01 2023

 

 

 

где знать говорила и писала на османском

Что это за османский язык?

 

Искусственно созданный, с большой примесью фарси.

 

А я думал султаны говорили по-арабски. Век живи век учись.

 

 У сельджуков, как память об империи аббасидов, языком управления остался арабский язык. Насколько простирается власть центра и его бюрократии, настолько же простирается и этот язык управления. Иногда он полностью ассимилирует местные языки, иногда оказывает слабое влияние на них.

 

Османская империя была создана и развивалась элементами, говорящими на тюркском языке. В процессе развития она испытала влияние сельджукской бюрократии, языками которой были арабский и персидские, но сумела адаптировать это к тюркскому языку и при поддержке тюркской интеллектуальной элиты без особых затруднений выработала свой язык бюрократии. В школах Эндерун[1] готовили бюрократов, хорошо знающих этот язык.

 

То, что большинство элементов, участвовавших в процессе развития, были в основном тюркоязычными, в значительной степени способствовало становлению турецкого языка как языка бюрократии от центра империи до ее окраин. Одним словом, официальным языком Османской империи с самого начала был тюркский.

Языки Османской Империи (islam-portal.ru)

 

Так османский язык на 80% фарси...

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.01 2023

 

 

 

 

где знать говорила и писала на османском

Что это за османский язык?

 

Искусственно созданный, с большой примесью фарси.

 

А я думал султаны говорили по-арабски. Век живи век учись.

 

 У сельджуков, как память об империи аббасидов, языком управления остался арабский язык. Насколько простирается власть центра и его бюрократии, настолько же простирается и этот язык управления. Иногда он полностью ассимилирует местные языки, иногда оказывает слабое влияние на них.

 

Османская империя была создана и развивалась элементами, говорящими на тюркском языке. В процессе развития она испытала влияние сельджукской бюрократии, языками которой были арабский и персидские, но сумела адаптировать это к тюркскому языку и при поддержке тюркской интеллектуальной элиты без особых затруднений выработала свой язык бюрократии. В школах Эндерун[1] готовили бюрократов, хорошо знающих этот язык.

 

То, что большинство элементов, участвовавших в процессе развития, были в основном тюркоязычными, в значительной степени способствовало становлению турецкого языка как языка бюрократии от центра империи до ее окраин. Одним словом, официальным языком Османской империи с самого начала был тюркский.

Языки Османской Империи (islam-portal.ru)

 

Так османский язык на 80% фарси...

 

Интересно, вроде бы тюрки и персы это разные народы, причем не сильно друг друга любившие. 

 

Узбеки тюрки а таджики персы, поэтому они плохо понимают язык друг друга.

Ответить