←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Великие шахты смерти

Фотография Darius Darius 12.11 2018

В 1922-1934 гг. английская археологическая экспедиция под руководством Леонарда Вулли вела систематические раскопки древнего Ура. Были открыты памятники, позволяющие восстановить историю города с IV тыс. до н.э по IV в. до н.э, в том числе царские гробницы раннединастического периода.

 

шумер.jpg

 

Сами гробницы представляли собой внушительные подземные камеры, сооруженные из жженого кирпича, употребление которого позволило создать купольные перекрытия. Две отличительные черты ярко характеризуют представленный здесь погребальный обряд – наличие сопровождающих жертвенных захоронений (до 59 человек в одной гробнице) и необычайное богатство погребального инвентаря. Особенной популярностью пользовался прием сочетания золота и лазурита. Так, золотые головы быков снабжены широкими бородами из бирюзы. Если в рядовых погребениях убейдского Эреду находят неказистые глиняные модели лодок, то в урских гробницах им функционально соответствует подлинно царская серебряная ладья. Лица, погребенные в этих усыпальницах, принадлежали к самому высокому социальному рангу – определены гробницы царя, носившего имя Мескаламду, и цариц (или жриц) Абарге и Пуаби.

 

Могила Мескаламду, найденная в рабочий сезон 1927/28 гг., была вырыта в шахте самой большой царской гробницы. В могиле были обнаружены копья, алебастровые и глиняные вазы, кинжалы, резцы и другие инструменты. Тут же — около пятидесяти медных сосудов, среди которых много рифленых, серебряные чаши, медные кувшины, блюда и разнообразная посуда из камня и глины, набор стрел с долотообразными наконечниками из кремневых осколков. Тело лежало в обычной позе спящего на правом боку. Широкий серебряный пояс распался; к нему был подвешен золотой кинжал и оселок из лазурита на золотом кольце. Между руками покойного была найдена тяжелая золотая чаша, а рядом — еще одна, овальная, тоже золотая, но крупнее. Около локтя стоял золотой светильник в форме раковины, а за головой — третья золотая чаша. К правому плечу был прислонен двусторонний топор из электрона, а к левому — обыкновенный топор из того же металла. Позади тела находились золотые головные украшения, браслеты, бусины, амулеты, серьги в форме полумесяца и спиральные кольца из золотой проволоки. Особого внимания заслуживает шлем покойного, выкованный из золота в форме парика, который глубоко надвигался на голову и хорошо прикрывал лицо щечными пластинами. Завитки волос на нем вычеканены рельефом, а отдельные волоски изображены тонкими линиями. От середины шлема волосы спускаются вниз плоскими завитками, перехваченными плетеной тесьмой. На затылке они завязаны в небольшой пучок. Ниже тесьмы волосы ниспадают стилизованными локонами вокруг ушей, вычеканенных горельефом, с отверстиями, чтобы шлем не мешал слышать. Локоны на щечных пластинах изображают бакенбарды. По краю нижней оторочки шлема в золоте проделаны маленькие отверстия для бечевок, которыми закреплялся стеганый капюшон — прокладка. От него сохранилось несколько обрывков.

В сезон 1927/28 г. в другом месте кладбища были обнаружены пять скелетов, уложенных бок о бок на дне наклонной траншеи. У пояса каждого был медный кинжал, тут же стояли одна или две маленькие глиняные чашки. Ниже по траншее обнаружили слой циновок, который привел ко второй группе: десять женщин были заботливо уложены двумя ровными рядами. На всех были головные украшения из золота, лазурита и сердолика, изящные ожерелья из бусин, но обычной погребальной утвари здесь тоже не оказалось. В конце крайнего ряда лежали остатки арфы: верхний деревянный брус был обшит золотом, в котором держались золотые гвозди, — на них натягивали струны. Резонатор украшала мозаика из красного камня, лазурита и перламутра, а впереди выступала великолепная золотая голова быка с глазами и бородой из лазурита.

 

шлем царя.jpg

 

Неподалеку от входа в подземный покой стояли тяжелые деревянные сани, рама которых была отделана красно-бело-синей мозаикой, а боковые панели — раковинами и золотыми львиными головами с гривами из лазурита на углах. Верхний брус (перекладину) украшали золотые львиные и бычьи головы меньшего размера, спереди были укреплены серебряные головы львиц. Ряд бело-синей инкрустации и две маленькие серебряные головки львиц отмечали положение истлевшего яремного дышла.

 

Рядом с повозкой нашли игорную доску. Тут же была целая коллекция оружия и инструментов: набор долот и золотая пила, большие серые горшки из мыльного камня, медная посуда и золотая питьевая трубка с лазуритовой отделкой. Через такие трубки шумерийцы пили из сосудов разные напитки. После того, как расширили площадь раскопок и сразу же натолкнулись еще на одну шахту, отделенную от первой лишь стеной и расположенную всего на метр восемьдесят сантиметров ниже. В могиле были обнаружены две деревянные четырехосные повозки, запряженные каждая тремя быками. Воины, лежавшие посредине могильного рва, были вооружены: один — связкой из четырех дротиков с золотыми наконечниками, двое других — набором из четырех дротиков с серебряными наконечниками; возле четвертого оказался поразительный медный рельеф — два льва, терзающие двух поверженных людей. По-видимому, это было украшение щита.

 

план гробницы пуаби.jpg

 

На тела «придворных дам» была поставлена прислоненная к стене гробницы деревянная арфа. От нее сохранилась только медная бычья голова да перламутровые пластинки, украшавшие резонатор. У боковой стены траншеи, также поверх скелетов, лежала вторая арфа с чудесной головой быка. Она сделана из золота, а глаза, кончики рогов и борода — из лазурита. Помимо скелетов слуг, здесь же покоился и прах владелицы гробницы, имя которой, если верить надписи на цилиндрической печати, было Абарги.

 

Здесь же были обнаружены не замеченные грабителями две прислоненные к стене модели лодок: медная, совершенно разрушенная временем, и серебряная, прекрасной сохранности, длиной около шестидесяти сантиметров. У нее высокие нос и корма, пять сидений и в середине арка, поддерживавшая тент над пассажирами. В уключинах уцелели даже весла с листообразными лопастями. Лодками точно такого же типа пользуются и по сей день в заболоченных низовьях Евфрата, километрах в восьмидесяти от Ура.

 

реконструкция похорон.jpg

 

К гробнице Пуаби вел пологий вход, в котором стояли повозки, запряженные волами; вход в склеп охранялся воинами в шлемах с копьями. И волы, и воины были умерщвлены при устройстве погребения. Склеп представлял собой довольно большое, выкопанное в земле помещение. У его стен сидели (изначально) десятки женщин, некоторые с музыкальными инструментами. В одном углу склепа была маленькая кирпичная опочивальня под сводом. В ней оказалось не обычное шумерское погребение, а остатки ложа, на котором навзничь лежала женщина в плаще из синего бисера, сделанного из привозного камня – лазурита, в богатых бусах из сердолика и золота, с большими золотыми серьгами и в своеобразном головном уборе из золотых цветов. Судя по надписи на ее печати, женщину звали Пуаби. Было найдено также две необыкновенной работы арфы со скульптурными изображениями быка и коровы из золота и лазурита на резонаторе. Это погребение вызвало у исследователей большие споры. Оно не похоже на другие погребения этой эпохи, в том числе и на обнаруженное также в Уре шахтное царское погребение того времени, где покойник был найден в золотом шлеме необычайно тонкой работы. Ни на одной из жертв в погребении Пуаби не было найдено следов насилия. Вероятно, все они были отравлены – усыплены. Вполне возможно, что все они подчинились своей судьбе добровольно, чтобы продолжить в ином мире привычную службу своей госпоже. Невероятно, чтобы воины охраны Пуаби и ее придворные дамы в их дорогом убранстве были обыкновенными рабами. Растительные символы на голове Пуаби, то, что она лежала как бы на «брачном ложе», тот факт, что на ее золотых арфах были изображены бородатый дикий бык, олицетворение урского бога Луны Нанны, и дикая корова, олицетворение жены Нанны, богини Нингаль, - все это указывает на то, что Пуаби являлась жрицей, участницей обрядов священного брака с богом Луны.

 

В данном случае можно провести аналогию с мифом об Энки, который условно называется «Энки и мироздание» и рассказывает о том, как бог мудрости упорядочил жизнь на земле. Имеется ввиду эпизод о наполнении реки Тигр животворной водой. Согласно фрагментарно сохранившемуся тексту. Энки превращается в неукротимого быка, набрасывающегося на дикую корову – реку. Эта метафора вызывает в памяти миф о Зевсе, который приняв похищает Европу в облике быка.

 

Подводя итоги, можно сказать, что в «царских гробницах» Ура погребены служители древнего культа (царь-жрец и жрицы), который можно отнести к ранним формам шумерских верований периода их прибытия в Южное Двуречье. На это указывает наличие моделей лодок в захоронениях и инструментов, используемых при постройке судов – долото и пилы, имевших, видимо, некое сакральное значение. Большое количество человеческих жертв в богатых одеждах и без следа насильственной смерти, по-видимому, указывает на желание умереть со своим царем или жрецом и, возможно, явились результатом временной и не слишком длительной вспышки религиозных чувств, религиозной экзальтации, которую шумерологи сравнивают с усилением религиозного фанатизма в Египте в годы царствования Аменхотепа IV (ок. 1372-1352 гг. до н.э). Смена обычаев отражает перемену верований. В частности, по мнению Вулли, модели лодок, обнаруженные в двух царских гробницах и во многих частных могилах раннединастического периода, а также на кладбище Саргонидов, предназначались в дар злому духу, чтобы он не тревожил умершего или, что они должны были служить умершему: на этой лодке ему предстояло плыть к берегам потустороннего мира. Независимо от его истолкования этот обычай исчез. Со II тысячелетия до н. э. и вплоть до последних дней существования Ура о нем не сохранилось никаких свидетельств ни в одной из многих тысяч исследованных могил.

Л. Вулли писал: «В Месопотамии никто до нас не находил подобных гробниц, и нам не с чем было их сопоставить. Археология не знала тогда ничего похожего. Царские погребения были уникальны по времени, по богатству, по архитектуре и тем более по сложности связанного с ними ритуала».

 

Особое внимание следует обратить на архитектурные особенности царских гробниц. Вход в гробницу Абарги увенчан правильной кирпичной аркой, а кровля представляла собой кирпичный круглый купол с апсидами. Точно такой же купол был и над гробницей Шубад (Пуаби). Другие гробницы были накрыты куполами из грубоотесанного известняка. В этих подземных покоях не требовалось колонн. Зато в сооружениях следующей эпохи они попадаются в изобилии, а отсюда можно заключить, что шумерийцы умели их применять и раньше, в период царского кладбища. Можно сказать, что жителям Ура в начале III тысячелетия до н. э. уже были известны почти все основные элементы архитектуры. Царское кладбище относится к последней части раннединастического периода, с которого и начинается собственно шумерская цивилизация.

 

купольная гробницы микены.jpg

 

Аналогичный обычай шахтных захоронений бытовал далеко от Южной Месопотамии, на северо-востоке Пелопоннеса, в древних Микенах. Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тыс. до н.э., по-видимому, с севера, из района придунайской низменности. Продвигаясь по территории Греции на юг, ахейцы частью уничтожили, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей, которое поздние греческие историки называли пеласгами, народа, возможно родственного минойцам.

Наиболее ранними памятниками микенской культуры являются т.н. «шахтные гробницы» в Микенах на северо-востоке Пелопоннеса. Первые шесть могил этого типа («круг А») были открыты в 1876 году Г. Шлиманом в черте стен микенской цитадели. В них было найдено множество предметов из золота, серебра, слоновой кости и других дорогих материалов. Шахтные гробницы датируются XVIв. до н.э. Часть вещей очень примитивна по исполнению, что выдает неискусную руку микенского ремесленника, другие являются работой лучших минойских мастеров. В шлимановском круге погребений находилось шесть подобных могил, в каждой обнаружили от двух до пяти скелетов. Только в могиле II был один погребенный. Внутри круга находилось несколько ямных погребений меньшего размера. Пол гробницы покрывали слоем гальки, поверх которого клали тело. Длинные стороны гробницы делали из бутового камня. Они поддерживали деревянную крышу. После ее установки на место глубокую яму заполняли землей. Иногда, чтобы отметить место захоронения, устанавливали резные стелы или панели. Некоторые из этих могил предназначались для одного человека, другие имели больший размер (самые большие достигали размеров 6,4 на 4,5 метра). Внутри могилы располагалось несколько погребений, явно принадлежавших членам одной семьи. Благодаря богатому содержимому их назвали «царскими» гробницами.

 

В 1952 году в Микенах был открыт еще один царский некрополь вне стен цитадели из 24 могил, аналогичных шахтному типу. Самые ранние могилы «круга Б» датируются 2 пол. XVIIв до н.э. В круге захоронений Б находится 24 погребения, 14 можно определить, как шахтные могилы. Их содержимое не отличается таким великолепием, как в захоронениях круга А, хотя и производит глубокое впечатление. Видимо, могилы круга Б датируются началом XVI в. до н. э. и, соответственно, относятся к немного более раннему времени, чем круг А.

В обоих могильных кругах встречаются отдельные примеры вытянутых погребений того типа, который, похоже, начал появляться в конце среднеэлладского периода одновременно с увеличением размеров гробницы. Некогда оба могильных круга были частью одного большого кладбища, которое поднималось по склону до самого основания акрополя. Позже, в XIII в., когда расширяли оборонительные сооружения цитадели, к могильному кругу А по-прежнему относились с таким благоговением, что обнесли его крепостной стеной, хотя это и создавало некоторые неудобства при обороне. В то же время выше захоронений были построены новые, более внушительные стены (так называемые теменосы), которые сохранились и до наших дней. Последнее захоронение в могильном круге А датируется примерно 1500 г. до н. э., но обычай захоронения в шахтных могилах продолжал бытовать вплоть до конца первой трети позднеэлладского периода (то есть до 1400 г. до н. э.). В то же время в царских шахтных могилах в Микенах появился совершенно иной тип захоронений – большие коридорные гробницы с толосами (купольные здания). Обычно они размещались внутри холмов (по крайней мере, так всегда было в Микенах). Погребальная камера в них круглой формы и перекрыта остроконечным куполом. Внутрь ведет дромос, или длинный коридор, горизонтально прорытый в холме. Обычно в Микенах подобные гробницы возводились теми же мастерами, что и толосы. Всего в Микенах обнаружили девять таких гробниц. Их можно датировать периодом примерно с 1500 до 1240 г. до н. э. Последние раскопки показали, что гробницы с толосами намного древнее, чем считалось ранее. Только в Микенах они появились позже, чем царские шахтные могилы. Шахтные могилы известны на острове Левкас, где сохранилось похожее размещение шахтных могил группами, причем сверху на каждую насыпан холм, а также в Элевсине и Лерне.

 

На основе археологических находок можно дать только сокращенное и во многом приблизительное описание погребальных обрядов, совершавшихся в толосе после смерти представителя царского рода. Если его проводили в «Сокровищнице Атрея», то процессия плакальщиков, сопровождавших погребальную колесницу с установленными на ней носилками с телом, медленно двигалась по длинному дромосу, ведущему в самую середину холма. Носилки с телом покойного, облаченного в парадные одежды, снимали с колесницы и ставили на земляной пол, покрытый золотым покрывалом. К поясу прикрепляли его официальную печать и любимый кинжал. Вокруг него расставляли сосуды с едой, фляги с вином, кувшины с маслом и благовонными мазями, необходимые для жизни и ухода за телом во время его последнего путешествия. Рядом с ними клали его личное оружие: кинжалы, мечи, копья, а также лук и колчан, набитый стрелами. Затем плакальщики отходили в сторону, и по специальному сигналу слуги начинали закалывать лошадей, которые привозили колесницу с похоронными дрогами, располагая их так, чтобы их морды были обращены друг к другу. За лошадьми наступала очередь баранов и других священных животных, которых приносили в жертву прямо внутри склепа. Затем следовал погребальный пир, плакальщики воздавали последнюю дань умершему и большие двери закрывали, а каменщики замуровывали вход.

 

Шахтные гробницы стали использовать только в позднеэлладский период. Некоторые ученые считают, что микенцы скопировали этот обычай с высеченных в скалах могил Среднего царства в Египте.

 

Каковы же общие черты погребальных обрядов, бытовавших в шумерской и микенской культурах?

1.       Погребение в могилах «шахтного типа» и «купольных» гробницах.

2.       Наличие разнообразной посуды из камня, металла и глины с едой, вином, маслом и благовонными мазями, необходимыми для жизни и ухода за телом во время его последнего путешествия

3.       Размещение тела покойного на носилках внутри погребальной камеры.

4.       Золотая чаша между руками покойного. Схожий ритуал типичен для многих народов, как кочевых, так и оседлых племен.

5.       К поясу крепился кинжал и именная печать покойного.

6.       Шлем покойного шумерского царя был выкован из золота в форме парика. В связи с этим вспоминается обнаружение золотых погребальных масок микенских царей.

7.       Личное оружие: кинжалы, мечи, копья, а также лук и колчан, набитый стрелами.

8.       Погребальная колесница/повозка. В Микенах – запряженная лошадьми, в Шумере – быками.

9.       Жертвенное заклание лошадей/быков, которые привозили колесницу/повозку с похоронными дрогами.

10.       Пение магических заклинаний.  В Микенах – это наличие плакальщиц, в Шумере – игра на музыкальных инструментах, на что указывает наличие арф и останков музыкантов в могилах цариц.

 

 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 12.11 2018

В середине III тыс. до н.э. город Ур занимал площадь примерно 50 га, и в нем проживало более 10 000 человек. К этому времени Ур, по-видимому, значительно продвинулся в хозяйственном развитии по сравнению с предшествующим периодом, первыми веками III тыс. до н.э., когда жизнь населения базировалась почти исключительно на местных ресурсах: производстве зерна, скотоводстве и рыболовстве (см. выше). От этого времени не дошло почти никаких письменных памятников, кроме нескольких очень кратких царских надписей. Отсутствие в распоряжении исследователей документов, административных архивов, несомненно существовавших, в значительной степени связанное с особенностями производившихся здесь археологических раскопок, во многом компенсируется богатейшими памятниками материальной культуры, сохранившимися от этого времени.

 

В юго-восточной части города был обнаружен небольшой некрополь, который просуществовал здесь в течение нескольких сотен лет (Pollock 2007). Лучше всего сохранились и были раскопаны археологами слои 26‒25 вв. до н.э., где находилось примерно 153 погребения, в которых в течение 100‒150 лет были похоронены около 600 человек. Судя по небольшому количеству погребений, здесь хоронили далеко не всех жителей Ура. По-видимому, некрополь был предназначен для захоронения определенной группы людей, преимущественно взрослых (детские захоронения составляют менее 1 %). Таким образом, в 26‒25 вв. до н.э. среди городского населения Ура (и, вероятно, других городов Южной Месопотамии) была небольшая группа людей, которых хоронили в отдельном (от остальных горожан) некрополе. Погребенные в нем составляли примерно 0,3 % всех умерших за это время горожан (Pollock 2007: 98 ff.).

 

Большая часть погребений некрополя (137) не выделяется из обычной погребальной практики Южной Месопотамии того времени. Тела, помещенные в глиняные гробы или завернутые в циновки, закапывали в землю. Почти во всех случаях захоронения были одиночными. Инвентарь погребений был обычным: керамика, каменные сосуды, предметы из меди, украшения. В некоторых захоронениях были найдены отдельные дорогостоящие изделия из драгоценных металлов и камней, но эти единичные предметы роскоши не шли ни в какое сравнение с инвентарем так называемых «царских гробниц». Эти гробницы состояли из подземной наклонной шахты и одной или нескольких погребальных камер, которые сверху перекрывались каменным или кирпичным ложным сводом26.

 

Горожан, погребенных в 16 «царских гробницах», сопровождали в потусторонний мир колоссальные богатства, драгоценные украшения и утварь, вероятно, окружавшая их при жизни: предметы мебели, посуда, сделанные из золота предметы для персонального использования (трубочки для питья), {85} музыкальные инструменты, богато украшенное оружие, доспехи и повозки. Значительная часть оружия и доспехов была изготовлена из золота и не предназначалась для практического использования (золотой шлем-парик, золотые кинжалы и ножны для них). По-видимому, это были декоративные, церемониальные изделия. То же можно сказать и о найденных в погребениях инструментах и орудиях труда, изготовленных из драгоценных металлов (золотые и медные пилы, сверла, зубила, серебряные веретена с грузилами из лазурита и т.п.). Большинство предметов погребального инвентаря было сделано из привозных материалов – золота, серебра, меди, лазурита и драгоценного дерева. Отдельные семьи, принадлежавшие к городской элите, аккумулировали, по-видимому, колоссальные богатства, которым не всегда могли найти применение. Так, драгоценный лазурит в погребениях использовался как строительный материал или просто лежал в гробницах большими кусками.

 

Еще больше о власти и авторитете людей, погребенных в этих гробницах, говорит тот факт, что в последний путь покойного сопровождали несколько десятков приближенных (до 74 человек), насильственно убитых или принявших смерть по своей воле. Возможно, это были те, кто занимал какие-то культовые или управленческие посты в хозяйствах, главами которых были владельцы гробниц (Cohen 2005: 80; Zettler 1998).

 

Судя по расположению в погребальных камерах самих владельцев гробниц, сопровождавших их лиц и погребального инвентаря, здесь воспроизводилась обстановка, сопровождавшая погребенных при жизни. Возможно, это была ритуальная версия праздничного пира как самого важного социального и культового события. Такого рода ритуал погребения представителей высшей городской элиты, судя по материалам некрополя, повторялся в Уре множество раз на протяжении по крайней мере ста лет27. {86}

 

 

26 Подробное описание «царских гробниц» приведено самим Л. Вулли (Woolley 1934). См. также: Дьяконов 1983: 176–181; Ллойд 1984: 114–118. {85}

 

27 Существуют разные точки зрения относительно этого феномена. Л. Вулли, который обнаружил гробницы, считал, что подобная практика была основана на существовании персональных связей лояльности и зависимости. Возможно, таким образом представители городской элиты и особо приближенные к покойному лица приглашались разделить заупокойный пир со своим умершим главой или старшим родственником (Pollock 2007; Cohen 2005). И в обстановке погребальных камер, и в утвари, сложенной здесь (кувшины, посуда), воспроизводится та же сцена пира, изображение которой очень часто встречается на плакетках и печатях этого времени. Как и на изображениях, участников пира (последнего на земле или пира в загробном мире?) сопровождали музыканты, слуги, воины. Желание людей быть похороненными в «царских гробницах» могло быть и результатом «подкупа» в форме обещания особых похоронных и постпохоронных ритуалов (Pollock 1991). {86}

 

Козырева Н.В. Очерки по истории Южной Месопотамии эпохи ранней древности (VII тыс. до н.э. – середина II тыс. до н.э.). СПб.: Контраст, 2016. С. 86–87.

 

Ответить

Фотография Darius Darius 13.11 2018

Эти гробницы состояли из подземной наклонной шахты и одной или нескольких погребальных камер, которые сверху перекрывались каменным или кирпичным ложным сводом26.

Я читал работы Дьяконова "Люди города Ура" и Л. Вулли " Ур халдеев". Единственное, что я так для себя и не вынес, так это возможный источник или родина погребального обряда. Если попробовать проанализировать версии прародины (назовем условно) шумеров, то, очевидно, на мой взгляд, что заупокойные традиции они принесли именно оттуда:

 

1. Дильмун

 

Существует шумерский миф о происхождении всего человечества с о. Дильмун, отождествляемый с Бахрейном. Однако более тщательный анализ показал, что оснований для такой интерпретации нет: шумерская мифология видит в Дилмуне прародину всех живых существ, а не специально шумеров, т.е. не относится к собственно шумерским историческим воспоминаниям о маршруте их движения в Месопотамию. В аккадских текстах III династии Ура не раз упоминается о стране Дильмун, локализация которой вызвала большие споры среди исследователей. По мнению известного шумеролога С. Крамера, под Дильмуном можно подразумевать широкую зону Индской цивилизации. О морской торговле индийских купцов говорят не только изображения на печатях судов с мачтами и открытие в Лотхале значительного по размерам порта и доков для судов, а также, открытия на о. Бахрейн, расположенного на пути их Шумера в Индию. Здесь наряду с месопотамскими вещами были обнаружены особые стеатитовые печати, имеющие сходство с хараппскими. Бахрейн был, по всей видимости, одним из промежуточных пунктов на путях, связывающих долину Инда с долинами Тигра и Евфрата. Сразу же за установлением наличия в месопотамских центрах объектов явно древнеиндийского происхождения было высказано мнение о существовании постоянного морского пути, идущего вдоль северного побережья Персидского залива и связывающего две великие цивилизации древнего мира. С открытием на Бахрейне печатей, соединяющих черты месопотамской и хараппской глиптики, это заключение нашло новое убедительное подтверждение.

 

(Датчане обнаружили на острове однотипные курганы, разграбленные в древности. Сложные шахтовые захоронения с человеческими жертвоприношениями не обнаружены. Некоторые ученые полагают, что в древности погребальные холмы представляли собой каменные башни. Основным подтверждением этой гипотезы служат сохранившиеся остатки круглой каменной конструкции вокруг погребальной камеры; стены конструкции в большинстве случаев обрушились из-за естественной эрозии, а затем покрылись землей и песком, образовав насыпь. Нынешняя насыпь скрывает центральную прямоугольную погребальную камеру, ориентированную по линии север–юг, которая была построена из блоков грубо обработанного известняка и облицована плитами из того же материала. В большинстве захоронений присутствовали ниши. Как видно, погребальные традиции Ура и Дильмуна различны)

.

2. Иран

 

Шумерские тексты III тыс. до. н.э., повествуют о контактах шумеров с далекой страной Аратта в центральной части Ирана в районе современного Йезда. По этим текстам выходит, что в Аратте почитают шумерских богов и носят шумерские имена. Это предположение возвращает к старым теориям кон. XIX века, которые считали версию об иранском маршруте шумеров наиболее вероятной.

 

(Имеются все основания предполагать, что шумеры пришли в Месопотамию из горных областей. На это указывает очень древний способ изготовления крупных кирпичей, напоминающих каменные блоки, постройка ступенчатых храмов-зиккуратов, очевидно, воспроизводящих форму искусственной горы, и вера в богов, обитающих в горах. Люди, которые поклонялись богам, живущим на вершинах гор и сооружали для них искусственные горы – зиккураты, не могли быть родом с равнинных мест. Возможно, они пришли с высокогорных районов Ирана, а может и из более отдаленных, гористых районов Азии. В пользу подобного обстоятельства говорит то, что ранняя шумерская архитектура выдержана в традиционном стиле деревянных сооружений, который мог выработаться только у народа, живущего в лесистых районах, но данная теория не объясняет наличие обрядов, проводимых на лодках в море и большое количество изображений лодок в захоронениях и вообще, саму мифологию шумеров, где важную роль играли боги воды (Энки) и "далекие воды" Абзу).

 

 

3. Пришельцы с моря

 

Большинство ученых утверждает, что именно в эпоху расцвета культуры Эль-Обейда, т.е. во 2 пол IV тыс. до н.э., в Месопотамии появляются шумеры – народ, который в более поздних документах называет себя «черноголовые». Многое говорит о том, что шумеры пришли в Месопотамию с юга, со стороны Персидского залива. Необходимо отметить, что большинство шумерских городов носит не шумерские названия.

 

(По крайней мере, когда в начале 1927 года экспедиция Вулли приступила к раскопкам городского кладбища, то было установлено, что жители Ура хоронили покойников, завернув тело в циновки, или положив в гроб — плетеный, деревянный или глиняный. Никаких особых правил не существовало, и труп мог лежать головой к любой части света, что может свидетельствовать об отсутствии сформированного обряда, как такового.  Зато поза была всегда одинакова: на боку, ноги слегка подогнуты, руки сложены ладонями вместе перед грудью, почти на уровне рта. Т.е, сложный погребальный обряд с шахтовыми захоронениями был типичен только для представителей царской семьи)


Но не будем забывать о влиянии миграций на погребальный обряд. Клейн писал: «...погребальный обряд очень часто как раз не переносится на новое место, а заимствуется у местного населения. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, многие первобытные племена веровали, что боги владеют не столько народом, сколько местностью. Поэтому, приходя в новую местность, нужно озаботиться расположением местных богов — захватить их идолов и ублажать их.
Во-вторых, в дальнее странствие отправлялся очень часто не весь народ, а какая-то его фракция, часто — молодежная: молодые воины. Эта фракция просто не владела всей культурой, всеми традициями данного народа. Она владела только теми традициями, которые воплощались в часто повторяющихся действиях — ежедневных, хотя бы ежемесячных или ежегодных. Похороны же в небольшом сообществе — это редкие действия. 

В этих и других подобных действиях молодые в качестве полноправных членов общины не успели за свою жизнь участвовать многократно, чтобы усвоить их полное знание и точное воспроизведение.  Поэтому, оказавшись в новой стране и новой среде в отрыве от своих сородичей, они и не могут в точности воспроизвести положенный старый обряд. 
Миграция, как правило, расшатывает мигрирующую культуру, в частности, и её погребальный обряд.

 

 

4. Тибет и Ассам

 

Большинство аналогий, на взгляд Виктора Христиана, тянется к Тибету и Ассаму. В своих рассуждениях, ученый опирался на труды Георга Бушана о тибето-бирманской культуре и гипотезам, согласно которым бирманцы пришли в Азию еще в эпоху неолита, с островов Южных морей. Идея о параллелизме Тибет-Шумер, основанная на сопоставлении обычаев населения этих регионов, была поддержана известным польским лингвистом Яном Брауном, считавшего, что шумерский язык имеет много общего с языками тибето-бирманской группы.

 

(Шахтовые захоронения ввиду гористой местности (Тибет) не известны)

 

5. Индия

 

Еще сравнительно недавно Индская цивилизация объявлялась лишь провинциальным вариантом шумерской. Первые раскопки памятников индской цивилизации были начаты в 1921 году Р. Сахни в Хараппе, а годом позже Р.Д. Банерджи открыл остатки Мохенджо-Даро. Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о происхождении хараппской культуры. По мнению некоторых исследователей, она обязана своим возникновением цивилизации Двуречья. Также существует мнение, что хараппская культура – создание чисто индийское. Э. Эрас считал, что хараппская культура предшествовала шумерской, а возможно, и породила ее. Кроме того, существует гипотеза об арийский корнях Хараппы или даже как результате первой волны индоевропейского проникновения. Ей созвучна точка зрения К. Шастри, согласно которой Индская цивилизация была по своему характеру ведийской (по времени соответствующая Атхарваведе), т.к, по его мнению, Ригведа намного древнее. О местном характере культуры свидетельствует изучение древних культур Белуджистана и Синда – областей, непосредственно граничивших с хараппской культурой и в IV-III тыс до. н.э. активно расселявшимся на новые территории по берегам рек. Территориально, хараппская культура значительно превосходила цивилизации Египта и Двуречья. В процессе развития хараппцы двигались на юг и восток. Их поселения в Гуджарате располагались по берегу моря, что, по мнению индийских археологов указывает на морской путь движения из долины Инда к Гуджарату. Основным датирующим материалом хараппской культуры служат индийские и месопотамские печати –амулеты, изготовленные по типу индийский печатей в древних городах Двуречья. В 1922 году англичанин сэр Джон Маршалл открыл в районе реки Инд – Хараппе и Мохенджо-Даро древнейший и высокоразвитый культурный слой III –II тыс. до н.э. Некоторые из обнаруженных вещей указывают на тесную связь с шумерами (изображения быков, змей, священного дерева). На печатях Хараппы и Мохенджо-Даро найдены пиктографические знаки, связанные с изображение рогатых животных, и многочисленные статуэтки обнаженных женщин со своеобразными головами и шейными украшениями. Англичанин Артур Кейт высказал мысль о том, что черты, характерные для древних шумеров, можно и поныне проследить на Востоке у жителей Афганистана, Белуджистана и еще более дальних мест, вплоть до долины Инда. В частности, были найдены прямоугольные печати, чрезвычайно напоминавшие своей формой и выгравированными на них надписями печати, найденные в Шумере.

 

(Шахтовые гробницы ни в Хараппе, ни в Мохенджо-Даро не известны)

 

6. Центральная Азия

 

Интересна гипотеза чешского ученого-ассириолога Б. Грозного. В 1943 году он опубликовал работу, в которой высказал предположение, что миграция шумеров в Месопотамию осуществлялась двумя волнами из Центральной Азии. Первая волна прибыла в эпоху Эль-Обейда, вторая – через несколько веков, в эпоху Урука.

 

 

Касаемо микенских шахтовых гробниц Бартонек писал, что "Другие исследователи, в свою очередь, считают, что некоторые предметы из шахтовых гробниц обнаруживают определенные черты, указывающие на Египет, и пытаются увязать древнегреческую легенду о прибытии Даная в Арголиду из Северной Африки с тем установленным фактом, что именно в XVII в. до н. э. Египет переживал серьезные потрясения политического характера. В конце XVIII в. до н. э. с Кавказа и гор Армении двигалась разрушительная волна воинственных семитских народов, которые прошли по всему Ближнему Востоку, используя неизвестную до того времени военную технику — боевые колесницы, запряженные лошадьми. Одна часть их сокрушила военную мощь Вавилона, а другая — так называемые гиксосы — проникла на рубеже XVIII и XVII вв. до н. э. в Нильскую дельту и овладела более чем на столетний период большей частью Египта. Сходство дат здесь поистине поразительно: конец владычества гиксосов в Египте приходится на время около 1560 г. до н. э., прибытие Даная в Арголиду «Паросский мрамор» относит к 1510 г. до н. э., а самые богатые гробницы могильного круга А в Микенах датируются 1550—1500 гг. до н. э. Все это привело к появлению гипотезы о том, что отряд микенских воинов принимал в Египте участие в последних боях с гиксосами, был щедро награжден за свою службу и возвратился домой вместе с группой египетских соратников.

 

Эта гипотеза весьма привлекательна и довольно остроумна, однако не имеет при этом надежного подтверждения данными материальной культуры. Наоборот, в результате детального анализа египетских особенностей предметов из шахтовых гробниц установлено, что речь, несомненно, идет о вещах, явно обладающих также чертами, присущими минойским изделиям, так что ни одна из них не предполагает необходимости существования непосредственных египетско-микенских контактов. Решающее значение для появления и дальнейшей судьбы этих предметов на материке сыграла скорее посредническая роль Крита. То же можно сказать и о целом ряде прочих находок, сделанных в шахтовых гробницах. Поэтому в настоящее время большинство исследователей склоняется к мысли, что появление сокровищ шахтовых гробниц явилось результатом успешной хозяйственной политики местных микенских властителей.

Ответить

Фотография SiriusEye SiriusEye 13.11 2018

С жертвоприношениями как-то связано? На территории Ирака вроде какое-то государство было, ещё до шумеров, с поистину космических масштабов культов жертвоприношений. Мельком задевал эту тему давно, не стал вчитываться, поразил прямо-таки сатанинский размах злодеяний.

Ответить

Фотография Darius Darius 13.11 2018

На территории Ирака вроде какое-то государство было, ещё до шумеров,

Сомнительно, что до шумеров на этой территории существовало какое-либо государство. По-крайней мере, данные археологии этого не фиксируют. Если вы имеете ввиду находки статуэток с мордами рептилий, то сатанинского в этом ничего нет. Культура Обейда, предшествовашая шумерской (или протошумерская), кровожадностью не славилась. 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 13.11 2018

Вулли Л. Ур халдеев / Перевод с англ. Ф.Л. Мендельсона; отв. ред. И.С. Кацнельсон. – М.: Изд-во вост. лит., 1961. – 255 с.

http://annales.info/...m#_Toc283217897

http://padabum.com/d.php?id=40766

http://vk.com/doc359...d32c6af7295bc02

http://www.rulit.me/...318.html?t=djvu

http://rutracker.org...c.php?t=1152186

Ответить

Фотография SiriusEye SiriusEye 14.11 2018

 

На территории Ирака вроде какое-то государство было, ещё до шумеров,

Сомнительно, что до шумеров на этой территории существовало какое-либо государство. По-крайней мере, данные археологии этого не фиксируют. Если вы имеете ввиду находки статуэток с мордами рептилий, то сатанинского в этом ничего нет. Культура Обейда, предшествовашая шумерской (или протошумерская), кровожадностью не славилась. 

 

 

Нашёл, это была Ассирия.

Ответить

Фотография ddd ddd 14.11 2018

 

 

На территории Ирака вроде какое-то государство было, ещё до шумеров,

Сомнительно, что до шумеров на этой территории существовало какое-либо государство. По-крайней мере, данные археологии этого не фиксируют. Если вы имеете ввиду находки статуэток с мордами рептилий, то сатанинского в этом ничего нет. Культура Обейда, предшествовашая шумерской (или протошумерская), кровожадностью не славилась. 

 

 

Нашёл, это была Ассирия.

 

ДО ШУМЕРОВ?!

 

учите матчасть:

http://www.istorya.r...nos/chron01.php

Ответить

Фотография vaal2016 vaal2016 15.11 2018

Название темы настраивает на ужастик, а тут, на тебе, серьёзный анализ исторических процессов.  )

По существу вопроса.

1.  Что вы сами думаете по поводу вами написанного? К какой из теорий склоняетесь?

2. Как вы относитесь к тому, что сухопутные варвары - ахейцы сначала разрушили более развитую культуру, а потом, вдруг, начали бурно развиваться и даже освоили искусство мореплавания, как и сухопутные финикийцы? А вот египтяне - самая мощная цивилизация средиземноморья - ну, никак! И контакты у них со всеми и торговые связи, а как плавали на папирусных лодках, так и плавали. Это я к возможности вот так вот запросто "научиться" и лодкам, обнаруженным в захоронениях.

Ответить

Фотография Darius Darius 17.11 2018

Я склоняюсь к теории Грозного о двух волнах миграции шумеров откуда-то из Центральной Азии. Первая волна связана с прибытием в Эреду, вторая - с преданием об Аратте (личное мнение).

Ответить

Фотография vaal2016 vaal2016 17.11 2018

Я склоняюсь к теории Грозного о двух волнах миграции шумеров откуда-то из Центральной Азии. Первая волна связана с прибытием в Эреду, вторая - с преданием об Аратте (личное мнение)

А где в центральной Азии что-то хотя бы отдалённо  похожее  на обсуждаемые объекты?

Похожее, на сколько я понял из вашего же материала, находится очень далеко от центральной Азии. )

И вы не ответили на второй вопрос.

Ответить

Фотография Darius Darius 17.11 2018

Лодки, обнаруженные в захоронениях, имеют, скорее, ритуальное значение и не приспособлены для морского плавания. Максимум по Нилу. Другое дело суда, которые ходили по Великой зелени, т.е. Красному морю  в Пунт. и выходили и строились на побережье. (известны нападения т.н. Людей песков на строителей). Египетские завоевания, скорее, были сухопутными (Сирия, Палестина). Т.о, считать Египет морской державой, тем более, средиземноморской, сомнительно. Для дальних путешествий фараоны нанимали финикийцев (тот же Нехо нанял их для экспедиции вокруг Африки, что лишний раз подтверждает это). Для уточнения второго вопроса скажу, что предание о Энмеркаре и верховном жреце Аратты, о котором я писал ранее, может свидетельствовать о том, что вторая волна миграции пролегала через горы Загроса в эпоху Урука, а первая - в период эль - Обейда в Эреду. Отсюда в их верованиях такое сочетание морских и горных божеств (к примеру, Эа и Иннаны).

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 18.11 2018

ДО ШУМЕРОВ?!   учите матчасть: http://www.istorya.r...nos/chron01.php

у вас там ошибка:

 

594 год
Реформы Соломона в Греции

 

-разумеется никакого соломона там не было

Был Солон

Ответить

Фотография vaal2016 vaal2016 18.11 2018

Для дальних путешествий фараоны нанимали финикийцев

Вы не ответили на главный вопрос - ПОЧЕМУ, а просто повторили общеизвестные факты.

Повторюсь. Египет - сама мощная цивилизация Ближнего Востока во 2-м тысячелетии до н.э..Технологии такие, что даже сегодня не всё понятно. И абсолютно никакой флот. Огромный и очень технологически отсталый. 

И ахейцы с финикийцами - абсолютно сухопутные народы и, вдруг, великие мореплаватели. 

Это как? А, главное, почему? )

Ответить

Фотография Darius Darius 18.11 2018

 

Для дальних путешествий фараоны нанимали финикийцев

Вы не ответили на главный вопрос - ПОЧЕМУ, а просто повторили общеизвестные факты.

Повторюсь. Египет - сама мощная цивилизация Ближнего Востока во 2-м тысячелетии до н.э..Технологии такие, что даже сегодня не всё понятно. И абсолютно никакой флот. Огромный и очень технологически отсталый. 

И ахейцы с финикийцами - абсолютно сухопутные народы и, вдруг, великие мореплаватели. 

Это как? А, главное, почему? )

 

Причина отсутствия флота у египтян в том, что цивилизация сформировалась в дельте реки, в отличие от финикийцев, чья территория - прибрежная. Плюс скудность территории в плане полезных ископаемых. Отсюда стремление к колонизации, типичное также и для ахейских греков. В Египте, где Нил давал возможность снимать по 2 урожая в год, такой необходимости не было.

Ответить

Фотография ddd ddd 18.11 2018

ДО ШУМЕРОВ?! учите матчасть: http://www.istorya.r...nos/chron01.php

у вас там ошибка:

594 год

Реформы Соломона в Греции

-разумеется никакого соломона там не было
Был Солон
логично.
Наверно автозамена сработала :)
Ответить

Фотография vaal2016 vaal2016 18.11 2018

Причина отсутствия флота у египтян в том, что цивилизация сформировалась в дельте реки, в отличие от финикийцев, чья территория - прибрежная. Плюс скудность территории в плане полезных ископаемых. Отсюда стремление к колонизации, типичное также и для ахейских греков. В Египте, где Нил давал возможность снимать по 2 урожая в год, такой необходимости не было.

С чего вы взяли, что у египтян не было  флота? Был. И очень мощный, что дало возможность сражаться с людьми моря в морских сражениях. 

И не финикийцы возили ливанский кедр в Египет, а сами Египтяне его вывозили из колонии под названием Финикия. Ничего кроме рыбацких лодок у финикийцев в это время не было.

Килевыми судами Финикия обзавелась после нашествия людей моря в 12 веке до н.э.

То есть таланты великих мореплавателей у них прорезались именно в этот момент. И независимость от Египта как-то вдруг образовалась. И вкус к дальним путешествиям. И замашки колонизаторов. 

Правда поведение стало странным. Если раньше Финикия вполне себе владела некоторой территорией (например, всем нынешним Ливаном), то после обретения талантов  мореплавателей и до конца  финикийской цивилизации они всегда и всюду жались к морю. 

Мне представляется эта метаморфоза совершенно надуманной. Килевой корабль - это не большая лодка. Это концентрат технологий и опыта. Вдруг от лодок к кораблям не переходят. Это длительный процесс. "Вдруг" технологии получают от кого-то. 

Догадайтесь с одного раза от кого эти технологии получили разгромленные финикийцы и почему их не получили сохранившие независимость Египтяне?

Ответить

Фотография Darius Darius 19.11 2018

Народы моря - понятие условное.  Для разгрома хеттов мушкам не потребовался мощный флот.

Ответить

Фотография vaal2016 vaal2016 19.11 2018

Народы моря - понятие условное.  Для разгрома хеттов мушкам не потребовался мощный флот.

Ну, не хотите думать, и не надо.

Пусть себе нечто условное парализовало морскую торговлю и устраивало грандиозные сражения с египетским флотом. А вот на кораблях по суше хеттов грабить не получилось. И не удивительно, если на карту посмотреть. Пришлось другим энтузиастам, пёхом. )))

Ответить

Фотография Darius Darius 19.11 2018

Народы моря - понятие условное.  Для разгрома хеттов мушкам не потребовался мощный флот.

Ну, не хотите думать, и не надо.
Пусть себе нечто условное парализовало морскую торговлю и устраивало грандиозные сражения с египетским флотом. А вот на кораблях по суше хеттов грабить не получилось. И не удивительно, если на карту посмотреть. Пришлось другим энтузиастам, пёхом. )))

Народы моря продвигались вдоль побережья и морским флотом не располагали. Максимум каботаж. Если баталии на море и случались, то наверняка только при противодействии высадке на побережье. И то,по видимому, пиратским дружинам, чем собственно, всегда промышляли прибрежные народы.  Собственно, памятуя о "медных людях", это наиболее вероятно.  "Грандиозного" морского флота у египтян не было, учитывая страх перед морем, внушаемый жрецами. Я не отрицаю наличие военных судов у древних египтян. Лундстрем восстановил их облик. Но это не значит, что Египет был средиземноморской морской державой. И уж тем более, помимо египтян были другие народы, более сведущие в мореплавании. Вспомним о находке в Джебель эль-Арак на берегу Красного моря рукояти ножа с изображением битвы египетских папирусных лодок с явно морскими судами неизвестного народа (либо шумеров, либо протоиндийцев).
Ответить