←  Русь

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Так начиналась Poccия

Фотография K-49 K-49 29.03 2016

Так начиналась Россия

 

Верна ли легенда о завещании основателя монгольской империи Чингисхана, согласно которой простираться должно было ее владычество от одного конца света до другого? От Тихого океана, в сегодняшних терминах, до Атлантического, включая, то есть, Европу? Похоже на Чингисхана, но не уверен. Если, однако, легенда верна, то...  не вышло. При всей безупречности монгольского стратегического планирования дало оно здесь осечку, не далась им Европа. Почему?

Семь столетий прошло, а вопрос все еще актуальный. Во всяком случае в России. Еще бы, двумя ногами опирается на нее другая, необыкновенно распостраненная в русской литературе легенда. Та, согласно которой именно Русь грудью отстояла Европу. Или, как писал в «Скифах» Александр Блок, «держала щит меж двух враждебных рас, монголов и Европы». Дети в школах учат. Министр иностранных дел РФ и сегодня цитирует в потверждение легенды Пушкина: " Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Христианское просвещение было спасено истерзанной и издыхающей Россией".

 У этой долгоиграющей легенды есть, однако, слабое место. А именно то, что, сравняв с землей большие города Руси, внук Чингизхана Батый, не моргнув глазом, перемахнул в Польшу и, разорив ее, взялся за Венгрию. Нисколько не побоялся оставить в тылу "издыхающую" Русь. И закончился поход его на Европу вовсе не ее покореним, а разгромом венгров (если не считать кратковременных рейдов в Силезию и к Адриатическому морю в нынешнюю Хорватию). Так почему в таком случае  запланированное завоевание Европы не получилось, и не пошли монголы дальше Венгрии?

Самое популярное и, на мой взгляд, самое слабое объяснение —  в 1241 году в далеком Каракоруме, столице империи, умер великий хан Угэдэй, началась, как обычно, драка за власть и Батый решил в ней поучаствовать. Слаба эта версия уже потому, во-первых, что как одному из  младших Чингизидов едва ли что-нибудь светило Батыю в Каракоруме. Во-вторых, непонятно почему, вместо того, чтобы тотчас отправиться в дальнюю дорогу (все-таки около 3000 км. пути), пошел Батый из Венгрии на юг -- в Валлахию, а затем, разорив ее, в Болгарию, потом в Молдавию. Явно, согласитесь, не торопился юноша ввязываться в драку старших чингизидов. И,наконец, был он все-таки, по монгольским меркам, неудачником:задания не выполнил, Европу не покорил.

По всем этим причинам правдоподобнее представляется другая версия отступления Батыя из Европы. Она не так романтична, но зато очевидней. Просто  на Венгерской равнине заканчивается великий клин степей, тянущийся из Сибири в Венгрию. Дальше начинались леса и горы,  аннулировавшие, как убедили Батыя рейды в Силезию и в Хорватию, преимущества  монгольской конницы. Если так, Европу защитила вовсе не Русь, а... география.Тем более, что опасаться порабощенной  Руси монголам было нечего. По двум причинам.   

СЕМЕЙНОЕ ВЛАДЕНИЕ.   

Одна из них объясняет, почему Батый бросил завоеванные Польшу, Венгрию и Болгарию, а Русь не бросил, сделал западной окраиной собственной степной империи, Золотой Орды? Короткий ответ: сопротивление завоевателям ожидал он здесь минимальное. И не только потому, что Русь лежала в руинах, Польшу и Венгрию разорил  он не меньше.  

Готов держать пари: когда Путин заверял Федеральное собрание, что «для России характерна традиция сильного государства», он и не подозревал, что все  первое полутысячелетие своего существования, половину, если хотите, своего исторического времени, с X по XV век, страна прожила не только без сильного, но и вообще, можно сказать, без государства. Во всяком случае в общепринятом тогда  монархическом смысле. В других странах были короли, императоры, богдыханы, шах-ин-шахи, султаны, на Руси ничего подобного не было. Она была общим, семейным владением клана Рюриковичей.

Конечно, время от времени случались  сильные великие князья, способные подчинить своей воле непомерно разросшееся семейство. Но таких можно сосчитать по пальцам одной руки – за пять столетий!  Правилом после их кончины была гражданская война между сыновьями. Так пришел к власти, разгромив братьев, Владимир Святой после Святослава, так пришел Ярослав Мудрый после Владимира.

При всем том в нормальных обстоятельствах и такая,протогосударственная Киевско-Новгородская Русь, была богатой, процветающей и «геополитически востребованной», по выражению того же Путина, полуевропейской страной. Другое дело, когда она оказалась вдруг отдаленной провинцией чужеземной азиатской империи. Тут отсутствие полититического единства и впрямь сыграло с Русью злую шутку. Организовать общенациональное движение Сопротивления завоевателям оказалось некому. В результате иго затянулось здесь – по сравнению с другими провинциями монгольской империи – на целое столетие. Китайцы, допустим, изгнали монгольскую династию уже в 1368 году, Персия освободилась еще раньше, в 1344, в Средней Азии Тамерлан разгромил Бухарскую Орду в 1370, а на Руси власть монгольских царей все тянулась и тянулась до самого 1480-го, до Ивана III. И это объясняет первую причину ее привлекательности для завователей.

Теоретически возглавить здесь Сопротивление могла единственная на Руси общенациональная и высокоцентрализованная инстанция – церковь. Но, увы, РПЦ и не помышляла о сопротивлении новой власти. Напротив, со всех амвонов в стране возносились молитвы за здравие монгольского царя и его славного воинства. Того самого воинства, которое только что уничтожило, сожгло дотла главные города Руси — Рязань, Владимир, Киев... Свидетельство о том, как это выглядело, оставил нам папский легат Плано Карпини. В 1245 году он ехал из Лиона в Каракорум. Проезжая Киев, он видел, что  осталось там после подвигов славного воинства монгольского царя --  ни одного целого здания, ни одного живого человека.  А РПЦ молилась – за здравие убийц. Такова особенность православной церкви: служит власти, какова бы власть эта ни была. Много веков спустя она, вспомнив, вероятно, свой ордынский опыт, станет  молиться за здравие Сталина.

«НИ КОТОРАЯ ЦАРЕВА ПОШЛИНА...»

Надо отдать должное монгольским царям: они щедро платили церковной иерархии за услугу. Вот один из их указов своему воинству: «Не надобе им от церкви ни дань, ни поплужное, ни ям, ни подводы, ни война, ни корм, во всех пошлинах не надобе им, ни которая царева пошлина». В переводе на современный язык означает это, что  освобождена была РПЦ от каких бы то ни было повинностей, налогов и вообще от всех тягот, которыми облагалось все остальное население "истерзанной, издыхающей", по словам Пушкина, страны.

И, что не менее важно, под покровительством монгольских царей стала РПЦ несметно богата, она завладела более, чем третью всех пахотных земель, главным тогдашним богатством страны. И во всех ее владениях вручалось ей верховное право управления и суда: «А знает в правду и право судит и управляет люди своя, в чем ни буди: и в разбое, и в татьбе, и во всяких делех ведает сам митрополит, один или кому прикажет». Поистине оказалась церковь государством в государстве. Причем процветающим «государством» в изнасилованной, испохабленной стране. Такова была вторая причина ее привлекательности для монглов

А теперь попробуйте вообразить эту ограбленную,униженную, голодную страну и вознесшуюся над всем этим срамом сытую, самодовольную церковь, переживающую поистине золотой век, – и вы увидите одно из главных последствий ордынского ига. Еще важнее, однако, что никогда, на протяжении столетий, и не подумала церковная иерархия покаяться в этом страшном грехе. Ну, хотя бы в том, что ее коллаборантство с завоевателями затянуло чужемное иго еще, по крайней мере, на четыре поколения. 

ДРУГИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Вот еще одно. Русь пропустила эпоху европейского Возрождения (Ренессанс), к которому в киевско-новгородское времена была культурно вполне  готова. Она была тогда органической частью Европы -- на протяжении почти трех веков. Была в Европе своей. Ярослав Мудрый (это середина XI века) был женат на дочери шведского короля. Трех своих сыновей поженил он на европейских принцессах, а трех дочерей  выдал замуж за королей Норвегии, Венгрии и Франции. Анна Ярославна, супруга Генриха I, была после его смерти в малолетство своего сына  правительницей Франции. Ярослав предоставлял политическое убежище европейским принцам, изгнанным из своих земель, -- из Норвегии, из Венгрии, даже из Англии.

Историк Владимир Вернадский подсчитал, что после Ярослава Мудрого пять русских матримониальных союзов было заключено с королевским домом Богемии (нынешней Чехии), шесть — с королевским домом Венгрии, одиннадцать — с королевскими домами Германии (включая Евпраксию Всеволодовну, императрицу Священной Римской империи). И по меньшей мере, пятнадцать браков  с королевским домом Польши. Вот это и значило в ту пору быть в Европе своей.

Иго разрушило эту культурную общность. Когда в Падуе и в Праге открывались первые университеты, когда писали Данте, Петрарка и Боккачио, Русь лежала  обескровленная под варварским игом. «Татаре не мавры, -- как объяснил нам Пушкин, -- они не оставили нам ни Аристотеля, ни алгебры». Какой уж там Данте! Какие университеты!  

Но, пожалуй, самым тяжелым последствием ига — хотя и косвенным — был крах русской церковной Реформации. В отличие от северной Европы, в Москве, тоже северном тогда государстве, она была подавлена. И обернулось это для ее крестьянства тотальным трехсотлетним рабством.

НЕСТЯЖАТЕЛИ

Вассиан Патрикеев был одним из самых выдающихся публицистов нестяжательства — реформаторского движения XV-XVI веков. Вот как обличал он церковную иерархию, разжиревшую от милостей монгольских царей: «Испытайте и уразумейте, кто от века из воссиявших в святости и соорудивших монастыри заботился о том, чтобы приобретать села? Кто молил царей и князей о льготе для себя или об обиде для крестьян? Кто имел с кем-нибудь тяжбу о пределах земель? Или мучал бичом тела человеческие? Или облачал их оковами? Или отнимал у братьев имения?» 

Дальше Вассиан подробно перечислял «наших руссийских начальников монашества и чудотворцев — Антония и Феодосия Печерских, Дмитрия Прилуцкого,  Сергия Радонежского», которые «жили в последней нищете, так, что часто и дневного хлеба не имели. Однако монастыри не запустели, а наполнялись иноками, которые трудами рук своих и в поте лица ели хлеб свой.»

Нестяжатели предлагали Церкви то же самое, что предложила ей два столетия спустя Екатерина Великая: хотите иметь монастырские земли — имейте, но ровно столько, сколько ваши иноки могут обработать сами, никого не эксплуатируя. Вассиан призывал к простоте доордынских нравов, к безнадежно потерянным в Орде нравственным ценностям Церкви. И ссылался он на тех «начальников монашества», кто считал эксплутацию чужого труда смертным грехом и ересью.

Один из самых грозных для иерархии сигналов прозвучал в 1380 году, когда Дмитрий Донской, собираясь на битву с монголами, благословения просил не у митрополита и не у официального клира, а у Сергия Радонежского, одного из самых авторитетных их противников внутри самой церкви. Так во всяком случае гласит легенда. Именно под влиянием таких подвижников, надо полагать, и переменила в конечном счете иерархия фронт, присоединилась к тем, кто боролся против завоевателей.

Между концом XIV века (когда Дмитрий Донской общался с Сергием Радонежским) и началом XVI (когда писал Вассиан Патрикеев), на Руси и в Европе  одновременно, развернулось мощное движение церковной Реформации. Российское нестяжательство, начавшись с отшельников, с «заволжских старцев», выросло в сильное политическое движение,  обрело авторитетных лидеров, как Нил Сорский и «мудрейший из мудрых» Максим Грек. Оно угрожало отнять у иерархии ее главное земное богатство — крестьян. Ибо что стоила земля без крестьян? 

ЮРЬЕВ ДЕНЬ

Это две недели до и после 26 ноября, когда крестьяне могли по закону покидать своих лендлордов. Введение Юрьева дня -- это все, чего сумел добиться Иван III Великий, первостроитель московского государства, борясь с иерархией, жаждавшей «закрепить» крестьян навечно. Великий князь полагал, как и нестяжатели, что  подобает церкви быть пастырем народным, а не землевладельцем, ростовщиком и эксплуататором чужого труда. И тем более «не мучить бичом тела человеческие и не облачать их оковами», говоря языком Вассиана. В 1503 году он попытался решить дело лобовой атакой, просто отнять у монастырей земли. Но хитра, как лис, и богата, как Крез, была иерархия, сильнее новорожденного государства. Не вышло. Подробности в трилогии.

Так или иначе, согласно его судебнику 1497 года, никто в стране не имел права «закрепить» крестьянина навсегда -- ни помещики, ни монастыри. И с этого времени отмена Юрьева дня стала знаменем всех ретроградных элит страны. А борьба за его сохранение — священным долгом реформаторов-нестяжателей. Здесь не место для подробностей этой затянувшейся на поколения борьбы. Скажу лишь, что иерархия мобилизовала все свои ресурсы. И преуспела.

Нестяжатели были обвинены в ереси «жидовства» и сосланы в отдаленные монастыри. Юрьев день отменен. На три последующих столетия крестьянство оставалось в крепостной кабале. Парадокс в том, что, благодаря иерархии, оказалась Россия, не пережив Реформацию, в плену Контрреформации. Ближайший результат был такой.    

«ЕЛЛИНСКИЕ БОРЗОСТИ»

Если европейское Возрождение Русь пропустила из-за ордынского ига, то европейскую Реформацию пропустила она, как мы видели, по вине вполне отечественной наследницы Орды. Наступило то, что Василий Осипович Ключевский называл «затмением вселенской идеи». Церковь с ее, по выражению того же Ключевского, «русским богом, никому более не принадлежащим и неведомым», отрезала Русь от Европы. Результатом были такие школьные прописи: «Если спросят тебя, знаешь ли ты философию, отвечай: еллинских борзостей не текох, риторских астрономов не читах, с мудрыми философами не бывах». К этому добавлялось, что «богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию, а се душевные грехи — учиться астрономии и еллинским книгам».  

Удивляться ли после этого, что, как я уже писал, оракулом Московии в космографии считался Кузьма Индикоплов, египетский монах VI века, полагавший землю четырехугольной. Это в эпоху Ньютона, после Коперника, Кеплера и Галилея. Называлось это государство, возникшее в результате победы контрреформаторов- иосифлян и диктатуры Ивана IV, Московией.                                                           

На протяжении всего XVII века оставалась она "больным человеком Европы". Изолированная от мира еще глуше, чем во времена Орды, она одичала. Cпас страну от судьбы Оттоманской империи -- от окончательной, то есть, деградации  -- лишь Петр. Пусть  «варварскими средствами борясь с варварством», по словам Маркса, но спас, вернул в Европу. Так начиналась Россия. Это, однако, уже другая история, у нее другие черты и другие герои.

https://snob.ru/prof...78/print/106122


Сообщение отредактировал K-49: 29.03.2016 - 00:20 AM
Ответить

Фотография Марк Марк 29.03 2016

Янов что ли? И чего ему неймется у себя на  Манхэттене? Давно уже америкосом стал, а все туда же - о судьбах и годинах России печется.  :) Вы его статейку по какому принципу выбирали, ежели не секрет - по причине общего с имяреком гражданством бывшим?  ;)

Ответить

Фотография K-49 K-49 29.03 2016

Янов что ли? И чего ему неймется у себя на  Манхэттене? Давно уже америкосом стал, а все туда же - о судьбах и годинах России печется.  :) Вы его статейку по какому принципу выбирали, ежели не секрет - по причине общего с имяреком гражданством бывшим?  ;)

Янов, Янов.

 

А вам какое дело до моего принципа? Хозяин-барин. Хотите-читайте, не хотите-проходите мимо.

Ответить

Фотография Jim Jim 29.03 2016

А вам какое дело до моего принципа? Хозяин-барин. Хотите-читайте, не хотите-проходите мимо.

Так вы согласны с изложенным Яновым? 

 

По всем этим причинам правдоподобнее представляется другая версия отступления Батыя из Европы. Она не так романтична, но зато очевидней. Просто  на Венгерской равнине заканчивается великий клин степей, тянущийся из Сибири в Венгрию. Дальше начинались леса и горы,  аннулировавшие, как убедили Батыя рейды в Силезию и в Хорватию, преимущества  монгольской конницы. Если так, Европу защитила вовсе не Русь, а... география.

Однако география не помешала Бату захватить города северо-восточной Руси, находившиеся в лесной зоне.

Готов держать пари: когда Путин заверял Федеральное собрание, что «для России характерна традиция сильного государства», он и не подозревал, что все  первое полутысячелетие своего существования, половину, если хотите, своего исторического времени, с X по XV век, страна прожила не только без сильного, но и вообще, можно сказать, без государства. Во всяком случае в общепринятом тогда  монархическом смысле. В других странах были короли, императоры, богдыханы, шах-ин-шахи, султаны, на Руси ничего подобного не было. 

Ну ведь бред же. От того, что верховный правитель назывался великий князь, а не король -ничего в сущности не меняется. Тем более, что в западных источниках русский князей именовали именно королями (конунгами, рексами).

Ответить

Фотография Марк Марк 29.03 2016

А вам какое дело до моего принципа?

 

Ну так потому, что не там выложили данную статейку американского прохфессора. Какое отношение она имеет к истории Руси? Ее место в политике. 

Ответить

Фотография Jim Jim 29.03 2016

Ну так потому, что не там выложили данную статейку американского прохфессора. Какое отношение она имеет к истории Руси? 

Историческая школа Акунина рулит. 

Ответить

Фотография Марк Марк 29.03 2016

Как говаривал один классик французской литературы XVII в.: "Цель личной выгоды у художника убивает всякое произведение искусства".  :)

Ответить

Фотография ddd ddd 29.03 2016

Ну вот, так и знал что во всем церковь виновата.
Ответить

Фотография K-49 K-49 29.03 2016

 

А вам какое дело до моего принципа?

 

Ну так потому, что не там выложили данную статейку американского прохфессора. Какое отношение она имеет к истории Руси? Ее место в политике. 

 

Даже не берусь с вами спорить. На то есть модераторы, которые, если выбор был неправилен, могут поправить меня и перенести тему. Такое было уже не раз на форуме.

 

Что касается смысла заметки Янова, то он в принципе не нов, так как многие люди возлагают ответственность за хроническое отставание России от Европы именно на православную русскую церковь.

Разумеется, что как не  существует на свете абсолютно черного или белого цвета, так и роль церкви в истории неоднозначна.

На мой взгляд, Янов выделил лишь один аспект это роли - негативный, регрессивный. Что вы увидели в этом обособлении нового для себя?

 

Ну а теперь, я также думаю, что вам, вдвоем, можно пройтись по моральному, семейному, идеологическому, национальному облику автора.

 

У вас это получается лучше всего. Припомните ему все, что знаете о нем!

Ответить

Фотография Alisa Alisa 29.03 2016

При всей безупречности монгольского стратегического планирования дало оно здесь осечку, не далась им Европа. Почему?

Что было захватывать в Европе в 13-м веке? Мощи святых?

Может тупо побрезговали. Русские, были достаточно чистоплотными. А в Европе того времени стоял такой амбре...

Ответить

Фотография K-49 K-49 29.03 2016

Ну вот, так и знал что во всем церковь виновата.

Если знали, то почему же молчали до сих пор?


 

При всей безупречности монгольского стратегического планирования дало оно здесь осечку, не далась им Европа. Почему?

Что было захватывать в Европе в 13-м веке? Мощи святых?

 

И действительно, что там было захватывать? :)

Ответить

Фотография K-49 K-49 29.03 2016

 

При всей безупречности монгольского стратегического планирования дало оно здесь осечку, не далась им Европа. Почему?

Что было захватывать в Европе в 13-м веке? Мощи святых?

Может тупо побрезговали. Русские, были достаточно чистоплотными. А в Европе того времени стоял такой амбре...

 

Так вонь или все таки амбре?)))

Ответить

Фотография Alisa Alisa 29.03 2016

И действительно, что там было захватывать? :)

Ну так расскажите, что могло привлечь туда монголов. Человеческий ресурс? Вряд ли. Богатства? До разграбления Нового света еще далеко.


Так вонь или все таки амбре?)))

Для вас амбре, конечно. Для вас все европейское пахнет розами ))

Ответить

Фотография K-49 K-49 29.03 2016

 

И действительно, что там было захватывать? :)

Ну так расскажите, что могло привлечь туда монголов. Человеческий ресурс? Вряд ли. Богатства? До разграбления Нового света еще далеко.


Так вонь или все таки амбре?)))

Для вас амбре, конечно. Для вас все европейское пахнет розами ))

 

А́мбра (от араб. анбар), серая амбра — твёрдое, горючее воскоподобное вещество, образующееся в пищеварительном тракте кашалотов. Встречается также плавающей в морской воде или выброшенной на берег. Она высоко ценится в парфюмерии, используется как фиксатор запаха. Изредка используется как ароматизатор также в традиционной медицине и в гомеопатии. В настоящее время почти вся собранная натуральная амбра скупается парфюмерными фирмами для изготовления дорогих духов.

 

Сейчас уже почти точно установлено, что амбра выделяется в результате раздражения слизистой кишечника, вызываемого роговыми клювами проглоченных кашалотом кальмаров, во всяком случае, в кусках амбры всегда можно обнаружить множество непереваренных клювов головоногих.

 

В свежем виде амбра представляет собой мягкую массу черноватого или сероватого с чёрным цвета, обладающую неприятным фекальным запахом. Под действием морской воды и света она постепенно осветляется, становясь коричневатой или светло-серой («белая амбра»), и твердеет. Одновременно её запах облагораживается и смягчается, делаясь сладковатым и мускусным, по парфюмерной оценке — «землистым», «морским» и «животным». После очистки и сушки цвет амбры — от чёрного до золотистого и белого (последние разновидности наиболее ценны).

Ответить

Фотография Alisa Alisa 29.03 2016

Амбре́[1] (фр. extrait d'ambre) — в XIX веке сорт духов, приготовлявшихся из эссенции серой амбры с примесью других веществ: мускуса, розового масла и т. д.[2]

Амбре отличалось крепким и нескоро выдыхающимся запахом; бельё, надушенное амбре, сохраняло запах и после мытья мылом[2].

Способы приготовления амбре могли различаться; дешёвые сорта духов из-за дороговизны амбры содержали её мало, и зачастую в них не было и признаков амбры. Настоящее заграничное амбре приготовлялось по следующему рецепту[3]:

  • эссенция амбры — 1/2 кварты;
  • крепкий розовый спирт (esprit de rose triple) — 1/4;
  • эссенция мускуса — 1/5;
  • экстракт ванили— 4 лота.

В России амбре долгое время пользовалось известностью и имело огромный сбыт, который постепенно спал из-за резкого запаха амбре и, больше, из-за дороговизны настоящего амбре[2].

Ответить

Фотография K-49 K-49 29.03 2016

 

И действительно, что там было захватывать? :)

Ну так расскажите, что могло привлечь туда монголов. Человеческий ресурс? Вряд ли. Богатства? До разграбления Нового света еще далеко.


Так вонь или все таки амбре?)))

Для вас амбре, конечно. Для вас все европейское пахнет розами ))

 

Думаю, что монголов, их вождей, интересовали не обогащения во время нападения, а последующая дань, ясак. Видимо, что ясака, собираемого на Руси, было достаточно и механизм его сбора был не слишком обременителен для монголов.

Русь находилась от их баз на расстоянии вытянутой руки, и граничила со степью, где так привольно было кочевникам.

 

Механизм на самом деле прост - забрать зерно, мед, воск, пушнину, деньги, рабов, потом их выгодно перепродать. И все!


Сообщение отредактировал K-49: 29.03.2016 - 08:57 AM
Ответить

Фотография K-49 K-49 29.03 2016

Амбре́[1] (фр. extrait d'ambre) — в XIX веке сорт духов, приготовлявшихся из эссенции серой амбры с примесью других веществ: мускуса, розового масла и т. д.[2]

Амбре отличалось крепким и нескоро выдыхающимся запахом; бельё, надушенное амбре, сохраняло запах и после мытья мылом[2].

Способы приготовления амбре могли различаться; дешёвые сорта духов из-за дороговизны амбры содержали её мало, и зачастую в них не было и признаков амбры. Настоящее заграничное амбре приготовлялось по следующему рецепту[3]:

  • эссенция амбры — 1/2 кварты;
  • крепкий розовый спирт (esprit de rose triple) — 1/4;
  • эссенция мускуса — 1/5;
  • экстракт ванили— 4 лота.

В России амбре долгое время пользовалось известностью и имело огромный сбыт, который постепенно спал из-за резкого запаха амбре и, больше, из-за дороговизны настоящего амбре[2].

Получи бандит гранату! :)
       

 

"Согласно зороастрийским представлениям, амбра — испражнения трехногого осла, стоящего посреди моря Фрахвкард. В шестом плавании Синдбада-морехода после кораблекрушения, те, кто спаслись и вышли на необитаемый остров, обнаружили чудесную вещь: «Бил на острове полноводный ключ из особого вида амбры, которая из-за сильного жара солнца текла, как воск, по берегам ручья и разливалась по берегу моря. И выходили из моря звери и глотали ее и погружались с нею в море; и амбра согревалась у них в брюхе, а потом они извергали ее изо рта в море, и амбра застывала на поверхности воды, и ее цвет и вид изменялись. И волны выбрасывали ее на берег моря, и путешественники и купцы, которые знали, что такое амбра, собирали ее и продавали. Что же касается чистой, непроглоченной амбры, то она течет по берегам этого ручья и застывает на дне его, а когда восходит солнце, она начинает течь и оставляет после себя по всей долине запах, как от мускуса. Когда же солнце уходит, амбра застывает. И к этому месту, в котором находится сырая амбра, никто не может подойти и не в состоянии туда пробраться, так как горы окружают этот остров, и никто не в состоянии на них взойти» .

          Другие версии менее экзотичны, но также далеки от реального положения дел. По сведениям Закарийи ал-Казвини, жители Сирафа говорят, будто амбра растет на дне моря, и во время шторма ее выбрасывает на поверхность. Амбру заглатывают большие рыбы и умирают, из их внутренностей и добывают амбру. Странствующий доминиканец Иордан де Северак передает слухи об Эфиопии, которую он называет Третьей Индией: «В этой Индии есть амбра, а она подобна древесине, и запах у нее чрезвычайно приятный; называют ее морской геммой, или сокровищем моря» (Иордан де Северак, с. 153).

        Амбра входила в число изысканных дипломатических подарков. Ниже приведенные примеры показывают всю степень неопределенности и размытости термина «амбра» в средневековом обиходе. Эта же двусмысленность звучит в словах А. Меца, сопоставляющего, вслед за своими источниками X в., ладан и амбру: «Ладан же, который раньше поставлял как главный товар Йемен, в исламском мире вышел из моды. Он, правда, еще упоминается, однако уже полностью вытеснен амброй, лучшие сорта которой также приходили из Южной Аравии». Природная амбра не имеет запаха и потому не может конкурировать с ладаном; скорее всего, у Меца идет речь о парфюмных комбинациях, получивших условное название «амбра», таких, например, как упоминаемые ал-Масуди свечи из амбры (ал-Масуди, с. 504).

 

667
          В 1029 г. фатимидский халиф аз-Захир отправил в дар правителю Магриба ал-Му'иззу ибн Бадису прекрасных рабынь и массу диковинок; завершали дарственную процессию «множество бедуинских коней, дорогих по цене и выдающихся по качествам, на многих из них седла из золота, серебра, драгоценных камней, амбры и камфоры прекрасной выработки, которым нет подобных» (Ибн аз-Зубайр, § 80). Перевод неясен, поскольку ни амбра, ни камфора не являются поделочными материалами. Продолжим знакомство с сокровищницей фатимидских халифов. «И обнаружено было также несколько больших китайских кувшинов, наполненных фансурской камфорой, и большое число обломков амбры, древесной и минеральной, и обломков тибетского мускуса, и ствол зеленого дерева a, и куски его»; «И обнаружено было изделий из амбры 22 тысячи штук, каждая фигура весом в 12 маннов522 или менее этого, а большая часть их превосходит это»; «И обнаружена была амбра в виде арбуза, в золотой сетке, унизанной драгоценностями, и чистый вес ее — 70 маннов, и кусок амбры, называемый ал-хасруф; чистый вес его, не считая золота, 80 маннов» (Ибн аз-Зубайр, § 384, 394, 405).

         В 1230 г. багдадский халиф прислал султану Джалал-ад-дину два набора почетных одежд, двух скакунов, золотой щит, инкрустированный самоцветами, десять гепардов, десять соколов и пять шаров из серой амбры, оправленных золотом (ан-Насави. 85). Французский король Людовик IX получил от главы сирийских исмаилитов красивые вещи: «Среди различных ценностей, присланных Старцем королю, были преискусно сделанный хрустальный слон, одно животное, называемое жирафом, тоже из хрусталя, хрустальные яблоки разных сортов, настольные игры, и шахматы; и все эти вещи были усыпаны цветами амбры, вделанной в хрусталь посредством красивых виньеток чистого золота тонкой работы. И знайте, что едва послы открыли ларцы, где лежали эти вещи, как вся комната наполнилась благоуханием, так сильно они пахли» (Жан де Жуанвилъ. § 457). Что такое «цветы амбры» — абсолютно неясно. Такие переводы, оставленные без комментария, вводят читателя в заблуждение.
--------------------------------

a Предполагается, что речь идет о «душистом дереве» — алоэ.

668
          Амбра — воскообразное вещество, образуемое в кишечнике кашалота. Ее находили в воде у берегов Индийского и Тихого океанов. Ал-Би-руни пишет, что «запах [ладана] похож на [запах] амбры», он же сообщает, что «арабы прибавляют [шафран] в мускус и амбру и соединяют его с алойным деревом и камфорой» (ал-Бируни. Книга о лекарственных веществах. 1105; 498). На самом деле, амбра не пахнет. Особая ценность амбры для парфюмеров заключалась в том, что она сообщала цветочным ароматам стойкость. О природе амбры ал-Бируни ничего не сообщает.

         И для такого знатока, как Ибн Сина, подлинный источник происхождения амбры был секретом. Версию о том, что амбра — это экскременты кашалота, он отверг, хотя это была правильная версия. Вот что выяснил Ибн Сина: «Амбра, как полагают, бьет ключом из источника, находящегося в море. Утверждение, будто это морская пена или кал некоего животного, далеко [от истины]. (Один [человек], которому я доверяю, рассказывал мне, что в юности он бывал на море и совершал путешествия по морю. Он говорил: „Я прибыл в один приморский город, называемый по-тамошнему Бухах. Наступил рассвет. Я находился с несколькими людьми на берегу моря. Когда морские волны выбрасывались на берег, мы находили куски амбры различной [формы] и окраски. Кто из нас опережал других и хватал [куски амбры], тому она и принадлежала. Я спросил обитателей тех стран об этом явлении и его причине, и они сказали: „Таков обычай этого моря; так бывает всегда, во многие часы [дня]). Выбор. Лучшая амбра — серая, крепкая, салахутская, за ней идет синяя, потом желтая, а самая скверная — черная, и подделывают ее гипсом, воском, ладаном и мандом. Манд — это черная плохая разновидность [амбры]; манд часто находят в желудках рыб, которые пожирают его и издыхают» (Ибн Сина. Канон. II. 538). Обычно к вопросу о происхождении тех или иных веществ Ибн Сина относится критично, но на этот раз он выступает в роли собирателя фольклорных версий. Таким образом, оба ученых, ал-Бируни и Ибн Сина, которые могли бы выступить экспертами, не знают о том, как рождается амбра.
Что, собственно, изменится от того, если мы выясним, знали или не знали средневековые фармацевты и парфюмеры об истинном происхождении амбры. — Ничего. У нас другая задача. Во-первых, выявить разброс мнений и слухов, т. е. разные ментальные планы, и, во-вторых, объяснить, почему при всей настойчивости путешественников, те, кто добывал амбру, остались неуслышанными. Вот загадка, — ведь промысел не был секретным.

669
         На фоне изысканий восточных космографов ярко и свежо выглядят сведения об амбре, излагаемые Марко Поло. Он знает существо дела и не подвержен влиянию книжной традиции. В культурном плане он стоит на границе двух областей знаний: практических и литературных. Марко Поло знает, что амбру выделяют кашалоты, и не занимается ложными загадками. Этот частный случай позволяет утверждать, что Марко Поло — типичный представитель сословия практиков, вникавший в суть многих ремесел, и самим фактом своего существования, сужающий убогое пространство церковной картины мира. Кажущаяся простота фигуры Марко Поло не должна вводить в заблуждение. Ведь если собрать воедино все его замечания бестиарного характера, то получится картина мира во многом отличная от представлений европейцев. Марко Поло — фигура чуждая для европейского культурного ландшафта. Он не разоблачает чудеса Востока, он знает их оборотную сторону, а в Европе вопреки его замыслу, но по его материалам была создана богато иллюстрированная «Книга чудес»."

Ответить

Фотография Alisa Alisa 29.03 2016

Механизм на самом деле прост - забрать зерно, мед, воск, пушнину, деньги, рабов, потом их выгодно перепродать. И все!

Чем дань могли забирать у Европы? 

Ответить

Фотография Виталич Виталич 29.03 2016

 ....многие люди возлагают ответственность за хроническое отставание России от Европы именно на православную русскую церковь.

Не стоит так категорично противопоставлять церковь и общество.

Боюсь, что именно общество диктует, какой быть церкви, а не наоборот. Реформация происходит там, где обществу выгоднее находиться под светской властью, а если общество позитивно воспринимает теократию, как мы это наблюдаем в некоторых странах Востока, значит, это всех устраивает.

То факт, что теократизм доминировал в ранней Московии, отнюдь не свидетельствует о том, что общество давало слабину, это означает, что под властью церкви оно чувствовало себя в большей безопасности, учитывая то обстоятельство, что монголы церковников и их собственность, включая крестьян, не трогали.

Ответить

Фотография Марк Марк 29.03 2016

В 1245 году он ехал из Лиона в Каракорум. Проезжая Киев, он видел, что  осталось там после подвигов славного воинства монгольского царя --  ни одного целого здания, ни одного живого человека.

 

Видимо тысяцкий и знать в землянках покои устроили и сами себя обслуживали.  :)

Карпини (История монгалов, глава последняя, IV):

"Отсюда, по споспешествующей милости божией и избавившись от врагов креста христова, мы прибыли в Киев, который служит столицей Руссии; прибыв туда, мы имели совещание о нашем путешествии с тысячником и др. знатными лицами, бывшими там же".

Ответить