←  Вторая Мировая Война

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Блокада Берлина и блокада Ленинграда

Фотография Victor Skovorodnikov Victor Skovorodnikov 05.11 2015

Две блокады

dve-blokadyi.jpg

        Самый производительный и самый дешевый вид транспорта - водный (морской, речной). Так было и так будет всегда. С древнейших времен "моря соединяли разъединенные ими страны", а крупные города вырастали в устьях рек. Значительно хуже и дороже транспорт наземный (железнодорожный и автомобильный). Авиацию же и "видом транспорта" назвать - рука не поднимается. По сравнению с ТТХ убогого деревянного баркаса лучший транспортный самолет смотрится летающим анекдотом. У баркаса вес перевозимого груза в 5-10 раз больше веса самого баркаса, а очень хороший самолет (вместе с потребным для его полета топливом) весит в три раза больше, чем перевозимый груз. Про энергозатраты (а следовательно, и себестоимость перевозки) вообще говорить страшно.

Самый знаменитый транспортный самолет эпохи поршневой авиации ("Дуглас" DC-3, он же С-47, он же, в советской лицензионной версии, Ли-2) с помощью двух прожорливых авиамоторов по 1000 л/с каждый поднимал в воздух 2 тонны груза. С двумя экономичными низкооборотными дизелями такой же мощности танкер "Волгонефть" везет 4.620 тонн. И не так уж медленно везет - 20 км/час с грузом. Каждый час, днем и ночью, в дождь и туман, без обеденного перерыва и 12-часового отдыха экипажа. Даже с учетом 15-кратной разницы в скорости, танкер в 150 раз лучше "Дугласа" по показателю "тонно-километр в час", а следовательно, более (за счет экономичности дизеля), чем в 150 раз выгоднее по показателю топливной эффективности, а уж с учетом разницы в стоимости солярки и высокооктанового авиабензина…
        Причем все это не случайно, а связано с некоторыми фундаментальными физическими законами, отменить которые никогда не удастся. Хуже авиационного транспорта только ракетно-космический, где вес полезной нагрузки в 1% от общего стартового веса может считаться великолепным результатом.
        На этом необходимый технический ликбез заканчивается, и мы переходим к истории.  

1.  Блокада Берлина

        Современный (1999 г.р.) и рекомендованный для средних школ "Словарь по новейшей истории", под ред. А.А. Кредер дает следующее описание этого события:
       "(1948-1949), блокада Западного Берлина (американского, английского и французского секторов города), предпринятая властями советской зоны оккупации Германии в ответ на начало сепаратной денежной реформы в западной части Германии. Это решение было принято западными странами вопреки сопротивлению СССР и формально нарушало принцип совместного управления Германией, утвержденного на Потсдамской Конференции. Блокада свелась к прекращению наземной связи Западного Берлина с оккупационными зонами союзников. Однако западные страны не отказались от проведения денежной реформы и не ушли из города. Для снабжения Западного Берлина ими был создан воздушный мост; советские войска не препятствовали пролету самолетов над Восточной Германией. Когда ежедневные поставки грузов по воздушному мосту достигли 13 тыс. т., блокада стала бесполезной. На дальнейшую конфронтацию с союзниками Сталин не пошел. Блокада длилась почти 11 месяцев. Это было первое проявление открытой конфронтации СССР с западными странами".


       Что самое главное в этом тексте? Хотя он великолепен от первого до последнего слова, я все же обращаю ваше особое внимание на вот этот перл: "Блокада свелась к прекращению наземной связи". В русском языке слово "свелась" используется для обозначения чего-то неожиданно мелкого, слабого и недостойного ("дискуссия свелась к пустой перебранке", "перестройка свелась к косметическому ремонту по цене капитального" и.т.п.). Видимо, господин Кредер и те, кто рекомендовал его "Словарь" школьникам, единодушны во мнении о том, что "прекращение наземной связи" - это так, мелкая неприятность. Вот если бы Сталин накрыл Берлин пуленепробиваемым колпаком - тады ой…

        Вторая Мировая война закончилась полной капитуляцией Германии. Армии победителей встретились на Эльбе, но товарищ Сталин "нажал", и союзники отошли на 50-200 км на запад от Эльбы. Территория бывшей Германии была разделена на четыре зоны оккупации, но так как империалисты США, Англии и Франции действовали заодно, то принято говорить о двух зонах - "восточной" и "западной". На территории "восточной зоны" - причем на расстоянии в 250 км от ближайшей точки "западной" зоны - оказался город Берлин. Берлин взяла штурмом Красная Армия, но в 45 году Сталин согласился с разделом города на четыре (фактически - на две) зоны. В скобках отметим, что три "западные" зоны Берлина были по площади примерно равны одной советской.  
        В феврале 1948 г. коммунисты захватили власть в Чехословакии, в советской зоне оккупации Германии полным ходом шли "глубокие социально-политические преобразования", и Сталин решил, что "буржуазный гнойник" на теле будущей социалистической Германии ему не нужен.      


12 июня 1948 г. "из-за ремонтных работ" было прекращено автомобильное сообщение с Западным Берлином, 21 июня остановлен речной транспорт и, наконец, 24 июня введен режим полной транспортной блокады. Для полноты эффекта советские оккупационные власти отключили все силовые электрокабели, ведущие в Западный Берлин. В качестве предлога для обоснования таких действий была названа денежная реформа, проведенная союзниками в "западной зоне" оккупации Германии. Гитлер, скажем прямо, до такой наглости не доходил. Он не пытался объяснить свое вторжение в СССР тем, что на советских денежных банкнотах изображен Ульянов-Ленин вместо Хорста Весселя…     

     
        Так началась блокада, которая продлилась 11 месяцев. Никакой город не проживет 11 месяцев без снабжения извне, но Берлин 1948-го года был городом особенным. Этот город несколько лет бомбили, причем очень сильно (так, например, 3 февраля 1945 г. авиация союзников сбросила на Берлин 2,25 килотонн бомб), а затем окончательно разрушили в ходе ожесточенных уличных боев. Жители снабжались продовольствием "по карточкам", запасов у населения не было, все, что горит - сгорело (и этим Берлин сильно отличался от Ленинграда, жители которого могли хотя бы топить "буржуйки" собственной мебелью и книгами). Город был обречен Сталиным на голодную смерть - или на еще одну капитуляцию.
        Германия, как государство, на тот момент не существовала, но именно по этой причине союзная оккупационная администрация несла юридическую ответственность за обеспечение минимальных жизненных условий для немецкого населения. Кроме того, в Западном Берлине находилось порядка 6,5 тыс. англо-американских военных (не считая гражданские службы). Президент Трумен оказался перед необходимостью принять решение. Причем быстро.


        Как известно каждому образованному россиянину, ненавистная Америка вынашивала адские планы нанесения ядерного удара по СССР. Если это правда, то в таком случае в июне 48-го можно было начинать. Все необходимые условия были в наличии: абсолютная монополия на ядерное оружие, несколько десятков готовых атомных бомб, дальний высотный бомбардировщик В-29, способный с авиабаз в западной Германии долететь до Москвы и Ленинграда, и повод. Очевидный, бесспорный casus belli - блокада безоружного города была несомненным актом войны, а то, что Сталин эту войну не объявил, только усугубляло ситуацию. Однако Трумен отверг настойчивые предложения своих военных советников и не дал санкцию ни на ядерный удар по СССР, ни на проведение наземной операции сухопутных войск по деблокированию Берлина.
        Как известно каждому образованному россиянину, если ненавистные "пиндосы" сделали что-то хорошее (или не сделали чего-то плохого), то уж, конечно, не из гуманистических побуждений. В данном конкретном случае именно так все и было. Дело вовсе не в том, что Трумену стало жалко мирных жителей Москвы и Ленинграда, вовсе нет - он отказался от ядерной бомбардировки по причине своей феерической… Стоп. Не знаю, можно ли такое говорить про президентов (даже чужой страны и давно усопших), поэтому ограничусь цитатой. Выступая в июне 1948 г. в штате Орегон, президент Трумен сказал: "Я очень сблизился с Джо Сталиным и мне нравится старина Джо! Он честный парень. Но Джо является пленником Политбюро. Он не может делать то, что хочет. Он заключает договоры, и, если бы он мог, он бы, конечно, выполнял их; но люди, руководящие правительством, очень четко говорят ему, что он не может их выполнять".
        На основании столь глубокого анализа советской политической системы Трумен решил не огорчать измученного нарзаном "старину Джо" и приказал организовать "воздушный мост" с Берлином.


        Ничего подобного никто никогда не делал. Более того, никто даже не обсуждал возможность снабжения по воздуху города с населением в 2 млн. человек. В годы войне были прецеденты снабжения "воздушным мостом" окруженных группировок: в случае с "демянским котлом" у немцев это получилось, в Сталинграде - не получилось. Но снабжать по воздуху продовольствием и топливом целый город? Дальше будет много цифр. Я прошу обратить на них самое пристальное внимание.
         Американцы начали с 1000 тонн грузов в день. К концу июня довели грузопоток до 4.400 тонн в день. В экстренном порядке, с привлечением всех имеющихся ресурсов построили в Западном Берлине еще два аэродрома (!) в дополнение к двум имеющимся. К осени грузопоток составил 5.620 тонн в день. Каждые 2-3 минуты на один из аэродромов Западного Берлина прилетал огромный 4-моторный транспортник. "Старина Джо" с изумлением наблюдал за этим аэрошоу и ждал зимы - Берлин должен был замерзнуть без топлива и подачи электроэнергии извне. Тогда американцы начали возить самолетами… уголь! 1.421.119 тонн (почти полтора миллиона тонн угля) было доставлено в блокированный город. Перевезли даже разобранную на самые мелкие агрегаты тепловую электростанцию. Абсолютный рекорд был поставлен 16 апреля 1949 года: 1400 самолето-вылетов, 13 тыс. тонн груза. Самолет в минуту.
        12 мая 1949 г. товарищ Сталин в очередной раз подтвердил неизменно миролюбивый курс советской внешней политики. Блокада была снята, но американцы решили перестраховаться, и "воздушный мост" работал еще до сентября - таким образом накапливались запасы продовольствия на следующую зиму. В общей сложности было выполнено 278.228 вылетов, доставлено 2,32 млн. тонн грузов (в среднем 8,3 тонны одним рейсом). Ежедневно в Берлин в среднем доставлялось порядка 2.700 т продовольствия (не считая уголь и все прочее). В ходе операции погиб 31 американский и 41 британский лётчик - чудовищное перенапряжение сказалось и на людях, и на технике.
        "Старина Джо" не потратил на всю эту историю ни копейки. Американцам "воздушный мост" обошелся в 2 миллиарда долларов (в современных ценах). Да, репутация Советского Союза немного подмокла, но Сталина это едва ли интересовало - он уже давно перестал тешить себя иллюзиями…

 

2.  Блокада Ленинграда

Leningrad1943.jpg

Ленинград находится не на острове. И даже не на полуострове, соединенном с материком крошечной перемычкой (как Севастополь в Крыму). С запада от Ленинграда - вода, Финский залив. В 40 км к востоку от Дворцовой площади - вода, Ладожское озеро. Два огромных водоема соединены тонкой "ниткой" реки Нева. У впадения Невы в Финский залив Петр построил столицу своей империи, а в том месте, где Нева выходит из Ладожского озера - крепость Шлиссельбург (ныне Петрокрепость). А вот с юга и севера от Ленинграда - необъятные просторы суши.
        Покончив с этой простейшей (но почему-то всеми забытой) географией, переходим к трагической истории 41-го года. О политике (т.е. о причинах, побудивших мирную социал-демократическую Финляндию вступить в войну "на одной стороне баррикад" с фашистской Германией) - ни слова, только ход военных действий.
        В последних числах августа на Карельском перешейке финские войска вышли на линию, примерно совпадающую с советско-финской границей 1939 года. Фронт стабилизировался, и на этом "фронте" было тихо вплоть до 9 июня 1944 года; никаких попыток продвинуться дальше к Ленинграду финны не предпринимали. Даже в самой ближней (западной) части перешейка линия соприкосновения советских и финских войск находилась на расстоянии 30 км к северу от Ленинграда; на восточном же фланге в руках Красной Армии остался участок побережья Ладожского озера в 60 км по прямой (не считая естественные извивы береговой линии).
         Немцы наступали с юго-запада и перерезали одну за другой железные дороги, ведущие к Ленинграду. 29 августа была занята станция Мга, последняя по счету на пути противника к Ладожскому озеру. 8 сентября немцы заняли Шлиссельбург; таким образом Ленинград был отрезан от "Большой земли" с юга. До января 1943 г. фронт стабилизировался по линии реки Нева; впрочем, о стабильности говорить трудно - на проклятом "невском пятачке" шли ожесточенные бои, в которых, по современным данным погибло 50 тыс. бойцов Красной Армии и 10 тыс. немцев.

        С юга - немцы, в 30-60 км к северу от города - финны, на западе - Финский залив, который Краснознаменный Балтийский флот отдал противнику без боя. Но есть же еще одна, четвертая, сторона света - восток. На востоке было более 60 км свободного от противника берега Ладожского озера. Если проложить маршрут транспортных караванов по кратчайшему расстоянию (через т.н. "шлиссельбургскую губу"), то до "Большой земли" (портовый поселок Кобона) было не более 30 км водного пространства. Если же идти в Новую Ладогу (город и порт у впадения реки Волхов в Ладожское озеро), то наберутся все 100 км. В любом случае, даже самая тихоходная "посудина", ползущая с черепашьей скоростью в 5 узлов, могла дойти от западного, "ленинградского" берега Ладожского озера до Новой Ладоги за 11-12 часов (т.е. в течение одной осенней ночи, тьма которой лучше любой ПВО защищала движущееся судно от вражеской авиации). Если это называется "блокада", то тогда надо признать, что Англия и Япония в условиях гораздо худшей "блокады" провоевали всю войну. И по сей день живут, причем припеваючи.

        Дальнейшее обсуждение событий и вызванные этим обсуждением вопросы имеют смысл лишь в рамках представления о том, что советское руководство и лично "эффективный менеджер" стремились к тому, чтобы обеспечить выживание жителей Ленинграда. Стремились по меньшей мере с той же настойчивостью, с которой американцы и англичане спасали от голодной смерти жителей чужого (а еще совсем недавно - вражеского) для них города. Вне этого допущения и спорить-то не о чем…
         Уместно ли такое допущение? Соответствует ли оно исторической правде? Бог весть. Академик Лихачев, человек заслуженный и всеми уважаемый, да к тому же и переживший блокаду лично, в своих воспоминаниях пишет: "А между тем из Ленинграда ускоренно вывозилось продовольствие и не делалось никаких попыток его рассредоточить, как это сделали англичане в Лондоне. Немцы готовились к блокаде города, а мы – к его сдаче немцам. Эвакуация продовольствия из Ленинграда прекратилась только тогда, когда немцы перерезали все железные дороги". Никаких документальных подтверждений того, что продовольствие из обреченного города вывозилось (а не завозилось), Лихачев не приводит, впрочем, мемуары и не претендуют на роль научного исследования.
        В научном исследовании (Д.В.Павлов, "Ленинград в блокаде" - М.: Воениздат, 1958 г.), да еще и изданном в самые что ни на есть советские времена, читаем: "Главное управление сахарной промышленности, находившееся в Москве, прислало в середине сентября 1941 года телеграмму ленинградской конторе «Сахаросбыта» с требованием отгрузить несколько вагонов сахару из Ленинграда в Вологду, хотя с 8 сентября Ленинград был уже блокирован". Автор приводит этот факт в качестве курьезного примера "несвоевременной осведомленности людей". Я же предлагаю обратить внимание на направление предписанного перемещения высококалорийного продукта. А если бы немцы не перерезали дороги - так бы и вывезли сахар в Вологду? И только ли сахар?
        Предположение о том, что из пред-блокадного Ленинграда вывозились продукты кажется абсурдным и кощунственным - но лишь на первый, и к тому же изрядно затуманенный общеобязательной патетикой, взгляд. По здравому размышлению, речь идет лишь о частном случае выполнения общего указания товарища Сталина: "не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять весь скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться". Заметьте - про эвакуацию населения с территорий, на которых не должно быть оставлено "ни килограмма хлеба", не сказано ничего. Вот если бы Гитлер и солдаты вермахта были людоедами в самом прямом смысле слова - тогда бы старина Джо, возможно, распорядился "угонять всех жителей в тыл". А так - только скот.

        Тем не менее, руководствуясь незыблемым принципом презумпции невиновности (по-русски это звучит "не пойман - не вор"), будем в дальнейшем изложении исходить из того, что "партия и правительство, Ставка, ГКО и лично тов. Сталин делали все возможное для спасения Ленинграда". А поскольку спасти всех, как известно, не удалось, то вполне оправданным будет вопрос - почему?

        О блокаде Ленинграда в целом, о проблемах транспорта и снабжения в частности, написано очень много. Есть целые монографии, посвященные "транспортной составляющей" ленинградской трагедии. Цифр и фактов - море. И чем больше знакомишься с ними, тем менее понятной становится ситуация. Цифры противоречат друг другу даже в мелочах (впрочем, для жителей блокадного города это были совсем не "мелочи").
        Например, в одном абзаце читаем следующее:
"С 20 ноября 1941 г. ленинградцам стали выдавать самую низкую норму хлеба за все время блокады — 250 г по рабочей карточке и 125 г по служащей, детской и иждивенческой. Если учесть, что рабочие карточки в ноябре—декабре 1941 г. получала только третья часть населения, то мизерность этих норм станет еще более очевидной. Теперь для снабжения 2,5 млн. жителей Ленинграда расходовалось ежедневно всего 510 т муки". Несколькими строками выше указана и рецептура, по которой готовили этот страшный блокадный хлеб: "Хлеб выпекался из смеси: пищевой целлюлозы—10%, хлопкового жмыха—10%, обойной пыли — 2%, мучной сметки и вытряски из мешков — 2%, кукурузной муки — 3%, ржаной муки — 73%. Хлебозаводы перевели на формовую выпечку хлеба, припек довели до 68%".

        Был бы я учителем, я бы из этого сделал задание для школьного учебника по арифметике - тут и проценты, и пропорции, и обратные дроби, и повод впервые задуматься о своей сытой жизни… Но мои читатели - люди взрослые, поэтому, не утруждая их работой с калькулятором, приведу сразу же готовый ответ. На изготовление одного килограмма такого "хлеба" расходуется всего лишь 430 грамм муки. Соответственно, "для снабжения 2,5 млн. жителей Ленинграда" по указанным выше нормам требовалось всего лишь 179 т муки. А расходовалось ежедневно - 510 тонн.
        Это арифметика. Это не философия, не политология, не дискуссия "о сложном и во многом неоднозначном периоде нашей истории…" Это - простая арифметика. При расходе в 510 тонн муки паек можно было увеличить почти в три раза. Так из чего же были сделаны эти "сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам?" И где, простите, сотни тонн муки?

         Не будем, однако, придираться к частностям - впереди нас ждут гораздо более странные факты. Но прежде, чем перейти к вполне официальной статистике, проделаем еще один  "дилетантский" расчет. Посчитаем, сколько муки необходимо для того, чтобы дать каждому из 2,5 млн. жителей (в сентябре 1941 года в Ленинграде было выдано 2.544 тыс. хлебных карточек) по 800 грамм отличного (совсем не похожего на ту жуткую массу из жмыха с опилками, которую в декабре 41-го получали ленинградцы) хлеба. 800 грамм хлеба в день - это самый большой, рабочий паек на "Большой земле". О голоде, тем паче - о голодной смерти, при таком пайке говорить уже не приходится. Принимая типовой для выпечки ржаного хлеба "припек" равный 33%, мы получаем очень "круглую" и легко запоминающуюся цифру в 1.500 тонн.
        Если в этом расчете и есть погрешности, то не слишком большие. Так, за время работы ледовой "дороги жизни" в Ленинград поступало в среднем по 1.920 тонн продовольствия в день. При этом удалось с 11 февраля 1942 г. повысить нормы снабжения до уровня: 800 грамм для солдат на фронте, 600 - в тыловых частях, 500 - для рабочих, 400 - для служащих, 300 - для детей и неработающих; хлеб стали печь из муки почти без примесей "условно-съедобных" компонентов; с середины февраля населению стали выдавать настоящее мясо, натуральные жиры, сухофрукты. Более того, при таком грузопотоке удалось даже накопить серьезные запасы продовольствия (по оценкам разных авторов - на срок от 18 до 60 дней). В Берлин, как было выше отмечено, доставляли в среднем 2.700 тонн продовольствия в день, при таком грузопотоке о голоде не было и речи.

        Доставить по воздуху 1.500 тонн - задача колоссальной сложности. Но у водного транспорта совершенно другие измерения. Совсем небольшая (меньше мне в современном справочнике найти не удалось) речная баржа ("проект Р-137") имеет грузоподъемность 1.500 тонн (общее водоизмещение 1.953 тонны). Речная баржа "проект Р-165" при длине 91,6 м и ширине 15,7 м имеет грузоподъемность 2670 тонн. Одна такая баржа может обеспечить суточную потребность в продовольствии миллионного города. Да, в начале 40-х годов речной (озерный) флот СССР таких судов не имел, но и имеющиеся были не слишком малы. Так, в соответствии с постановлением ГКО от 30 августа 1941 г. наркоматам военно-морского и речного флотов предлагалось выделить для снабжения Ленинграда 25 буксиров и 75 озерных барж грузоподъемностью по 1 тыс. тонн каждая. Фактически использованные в навигацию 1941 г. баржи имели в среднем грузоподъемность (не водоизмещение, а именно грузоподъемность) порядка 400-700 тонн. Хуже того, из-за проблем с причалами, погрузкой и буксировкой по штормовой Ладоге их реальная загрузка снижалась до 300-500 тонн.   
        Все это обилие цифр сводится к простому выводу: 5-6 самых скромных барж в сутки снимали все проблемы с обеспечением Ленинграда продовольствием по обычным (т.е. весьма скромным) нормам военного времени. Еще 3-4 баржи могли обеспечить доставку необходимого количества горючего и боеприпасов для фронта (именно в такой пропорции - 785 тыс. т продовольствия и 495 тыс. т. горючего, боеприпасов и вооружения - сложился общий грузопоток в Ленинград за все время блокады, с сентября 1941 по март 1943). Вот и все, что требовалось для "транспортного прорыва" блокады.

        А теперь переходим от расчетов к фактам.
         Водными перевозками в бассейне Невы, Свири и Ладожского озера ведала организации под названием "Северо-Западное речное пароходство" (СЗРП). В 1940 г. только через Ленинградский речной порт СЗРП перевезло 3,4 млн. тонн грузов. Даже если забыть о том, что бывает зима, это дает 9.300 тонн в день! Фактически, с учетом реальной продолжительности навигации на Неве, эту цифру можно смело увеличить раза в полтора. К началу 1941 г. в составе СЗРП находилось 323 буксира и 960 несамоходных судов общей грузоподъемностью 420 тыс. тонн. Даже один процент (!) от такой грузоподъемности составляет 4.200 тонн. Не кажется ли вам, господа, что после таких цифр слово "блокада" рядом со словом "Ленинград" надо писать в кавычках?
        Началась война - и с баржами на Неве стало происходить точно то же самое, что и с танками, самолетами, пушками, циклопическими запасами боеприпасов… Они стали таять, исчезать в тумане…

       "Большое число судов было передано в ведение военных органов и ушло из Ленинграда на восток (?) с населением (?) и эвакогрузами. Вернуть эти последние суда, а также пополнить плавучие средства СЗРП путем перевода судов из других водных бассейнов было невозможно... В результате к началу блокады Ленинграда СЗРП имело на Ладожском озере и на Волхове всего 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных барж". С каким-таким "населением" ушли суда на восток - понять невозможно, массовой эвакуации населения из Ленинграда, к сожалению, проведено не было; и что уже совсем непонятно - где находился этот далекий "восток", если с него было "невозможно вернуть" уплывшие суда? Впрочем, даже с учетом всех этих странностей, в составе СЗРП осталось 129 барж и 77 буксиров. Казалось бы, какие проблемы?

        Проблемы известные, точнее говоря, проблема одна - внезапность. Внезапно выяснилось, что: "По своему состоянию суда, особенно несамоходные, были малопригодны для плавания по Ладоге. Поэтому для перевозок были выделены только 43 деревянные сухогрузные, 4 металлические и 2 деревянные нефтеналивные баржи. При этом из выделенных судов более 20 сухогрузных барж из-за своей ветхости не могли плавать по озеру в осенний период..."
        Итак, огромный речной (озерный) флот скукожился до 29 пригодных для плавания по Ладоге барж. Это очень мало - в сравнении с потенциальными возможностями СЗРП, но в сравнении с потребным количеством "тоннажа", необходимого для снабжения Ленинграда - более чем достаточно. Такое количество плавсредств теоретически позволяло не только обеспечить текущие потребности города, но и создать многомесячные запасы продовольствия. Почему же в городе возник жуткий, смертный голод?

       "Военная прокуратура Ладожской военной флотилии (да, кроме гражданского СЗРП была еще военная флотилия - М.С.) и комиссар Управления тыла фронта Н. И. Жмакин, проверившие 22 октября работу Осиновецкого порта (основной порт на западном, "ленинградском" берегу Ладожского озера - М.С.), констатировали, что между Осиновцом и Новой Ладовой курсирует ограниченное количество барж, и что разгружаются они очень долго. Так, баржи № 512 и № 768 с боеприпасами прибыли в Осиновец 13 октября, а были разгружены только 17 октября; баржа № 367 с бензином прибыла 17 октября, а разгружена 21 октября…Все эти трудности и недочеты приводили к тому, что оборачиваемость барж вместо 4 суток составляла 6–12 суток…"
        Можете не сомневаться - перечисление объективных трудностей, вследствие которых переход на 100 км и обратно занимал 12 суток, а "через две недели после начала перевозок в эксплуатации осталось только 9 озерных и 13 речных барж", занимает не один десяток страниц. И причалы были не оборудованы, и маяков на маршруте не хватало, и уголь для буксиров не завезли, и противник всячески противодействовал… 

       Так ведь на то и война, что с противником. За первые шесть дней высадки союзников в Нормандии (июнь 1944 г.) на французский берег было выгружено 104 тыс. тонн снаряжения. 17.300 тонн в день. Эти тонны выгружались не в порту, и не на пустом необорудованном пляже, а на очень даже оборудованном берегу. Несколько лет немцы оборудовали этот берег всеми мыслимыми видами заграждений так, чтобы к нему не могла подойти даже легкая плоскодонная десантная лодка, не говоря уже о тяжелом морском судне…
        Всего за 58 дней навигации (с 10 сентября по 7 ноября 1941 г.) в блокадный Ленинград было доставлено 58.873 тонн различных грузов, в том числе 45 тыс. т продовольствия, главным образом зерна и муки. На затонувших по разным причинам, включая удары авиации противника, судах было потеряно 2,8 тыс. т грузов (4,8 % !!! от общего грузопотока). Потери достаточно умеренные, но это не должно нас удивлять, принимая во внимание как мизерность сил немецкой авиации, оставленной под Ленинградом после переброски основных сил люфтваффе на московское направление, так и состав Осиновецкого и Свирьского бригадных районов ПВО (по числу зенитных орудий и прожекторов они превосходили ПВО нефтепромыслов Плоешти или крупнейшего порта Констанца в Румынии).

        Что касается продовольствия, то по Ладоге в город доставлялось чуть меньше 800 тонн, т.е. фактически две-три недогруженные баржи в день. Понятно, что потенциальные возможности огромного речного флота были использованы исключительно плохо. Непонятно другое - с точки зрения неопровержимой арифметики даже 800 тонн продовольствия в сутки позволяли выдавать населению гораздо больше, нежели 125 грамм суррогатного хлеба…

        Как бы то ни было, именно ситуация первых месяцев "блокады" предопределила гибель сотен тысяч ленинградцев. Именно тогда погибла основная масса людей, а здоровье многих выживших было необратимо подорвано -  вот почему "хронология смерти" сдвинута относительно статистики грузопотока. В декабре 41-го, когда нормы выдачи хлеба снизились до минимума, умерло 53 тыс. человек, в январе - 120 тысяч, и даже в феврале 42-го, когда паек стал уже значительно больше и калорийнее, умерло более 80 тыс. человек (такова документальная статистика, в газетных публикациях "к юбилею" цифры, как вы знаете, гораздо большие - мы ведь "мерилом работы считаем усталость", а "вклад в победу" измеряем числом собственных потерь).
        Во время "второй навигации" (1942 года) средний грузопоток увеличился до 3.732 тонн в день, в том числе 1.863 тонн продовольствия (не считая живого скота). При этом удалось не только довести продуктовый паек до общего по стране уровня, но и доставить в город 290 тыс. человек воинского пополнения - 20 полных дивизий по предвоенному штату! Всего же, за полтора года "блокады" всеми видами транспорта в Ленинград было доставлено 1,3 млн. тонн разных грузов (а также 28 тыс. голов живого скота). Много ли это? Все познается в сравнении. Это всего 8% от общего объема перевозок речным транспортом СССР за годы войны. Это почти в два раза меньше того, что американцы самолетами (!!!) доставили за значительно меньший срок в Западный Берлин.

 

Марк Солонин

Ответить

Фотография ddd ddd 05.11 2015

даже 800 тонн продовольствия в сутки позволяли выдавать населению гораздо больше, нежели 125 грамм суррогатного хлеба…

кроме населения, там же еще были и имевшие полную пайку красноармейцы, если не изменяет память десятки т.ч.

Это почти в два раза меньше того, что американцы самолетами (!!!) доставили за значительно меньший срок в Западный Берлин.

ну так если бы наши стали сбивать самолеты и бомбить аэродромы противникак - сколько бы они доставили?

 

а ведь наш транспорт под ленинградом - бомбили, ровна как и причалы, вокзалы, аэродромы.
не забывайте это.

Ответить

Фотография K-49 K-49 05.11 2015

 

даже 800 тонн продовольствия в сутки позволяли выдавать населению гораздо больше, нежели 125 грамм суррогатного хлеба…

кроме населения, там же еще были и имевшие полную пайку красноармейцы, если не изменяет память десятки т.ч.

Это почти в два раза меньше того, что американцы самолетами (!!!) доставили за значительно меньший срок в Западный Берлин.

ну так если бы наши стали сбивать самолеты и бомбить аэродромы противникак - сколько бы они доставили?

 

 

а ведь наш транспорт под ленинградом - бомбили, ровна как и причалы, вокзалы, аэродромы.
не забывайте это.

В теме посвященной блокаде Ленинграда, открытой по мотивам передачи Латыниной, мы касались плохой организации перевозок, начиная от осмысления проблемы снабжения блокированного города, кончая организацией этого снабжения и даже распределения.

 

Солонин на примере советской блокады Берлина и англо-американских мер по спасению города продемонстрировал, что при нормальной, своевременной организации дела. больших жертв возможно было избежать.

 

Собственно в советской истории все так затратно по части человеческих душ. Бабы еще нарожают. Человек с нашей стране был, есть и будет на последнем месте.

 

Собственно, об этой удивительной, почти азиатской, особенности советской властии повествует нам Сковородников.

Ответить

Фотография Victor Skovorodnikov Victor Skovorodnikov 05.11 2015

кроме населения, там же еще были и имевшие полную пайку красноармейцы, если не изменяет память десятки т.ч.

солонин - он такой солонин....

Ответить

Фотография Victor Skovorodnikov Victor Skovorodnikov 05.11 2015

В общей сложности было выполнено 278.228 вылетов, доставлено 2,32 млн. тонн грузов (в среднем 8,3 тонны одним рейсом). Ежедневно в Берлин в среднем доставлялось порядка 2.700 т продовольствия (не считая уголь и все прочее).

а нельзя было этими самолётами вывезти хотя-бы часть населения ?

если вывозить по 10 человек за один рейс - то можно вывезти 2.8 млн чел

Ответить

Фотография K-49 K-49 05.11 2015

 

В общей сложности было выполнено 278.228 вылетов, доставлено 2,32 млн. тонн грузов (в среднем 8,3 тонны одним рейсом). Ежедневно в Берлин в среднем доставлялось порядка 2.700 т продовольствия (не считая уголь и все прочее).

а нельзя было этими самолётами вывезти хотя-бы часть населения ?

если вывозить по 10 человек за один рейс - то можно вывезти 2.8 млн чел

 

Вы не логичны, Сковородников! Пустой город не нуждается в снабжении. Пустой город вряд ли потребовался бы союзникам, Пустой город дядюшка Джо обязательно бы оккупировал.

 

Кроме того, англосаксы, видимо, обладали даром предвидения, так как Западный Берлин в последующем был прекрасным раздражителем для ГДР и СССР.

 

Стоит сделать всего два шага и ты уже на небесах! Буквально, если тебя застрелили гэдээровские пограничники, Фигурально, если тебе удалось ускользнуть от них.

Ответить

Фотография Lob1 Lob1 05.11 2015

Солонин на примере советской блокады Берлина и англо-американских мер по спасению города продемонстрировал, что при нормальной, своевременной организации дела. больших жертв возможно было избежать.

Солонин за счет нескольких простых приемов приукрасил одних и поругал других.
Делается это просто - сравниваются данные первого месяца поставок в Ленинград и девятого месяца поставок в Берлин.
Потом восхищаются поставками в Берлин и ругают ленинград.
Между прочим, в первый месяц поставок в Берлин ежедневно поставлялось 1 тыс тонн, меньше, аналогично Ленинграду.
На уровень 5 тыс тонн в день в Берлине вышли на третий месяц. В Ленинграде через полгода поставок по Ладоге.
Вот и вся разница.
Но при желании можно.
Ответить

Фотография smallbear smallbear 27.11 2015

 
Пойдем по пунктам. 
 
1. Крайне желательно хоть что нибудь знать о условиях навигации по Ладожскому озеру: 
 
Осень 1941  :
Переправа через Ладожское озеро началась от причала возле Осиновецкого маяка. Туда нас доставили вечером 16 сентября. Кроме 408 курсантов Дзержинки, отправления здесь ожидали еще около 800 человек — из Военно-морской медицинской академии и Главного гидрографического управления, Военно-инженерного, Гидрографического и нескольких ремесленных училищ. Некоторые ехали с семьями — женами, детьми и стариками. 
 
К причалу подали огромную баржу, которую должен был тянуть за собой буксирный пароход “Орел”. Командовал буксиром опытный капитан, старый речник Иван Дмитриевич Ерофеев. Предназначенная нам баржа служила для транспортировки скота и была мало пригодна для перевозки людей, да еще в таком количестве. Однако выбирать не приходилось. Не приходилось выбирать и погоду. Тем более, что в намеченное для отправления время — полночь с 16 на 17 сентября, погода стояла отличная и на озере был полный штиль. Однако Ладога известна своей непредсказуемостью, а шторма на ней бывают пострашнее океанских. И никто не предполагал, что именно такой шторм выпадет на нашу долю. 
 
От Осиновецкого маяка до Новой Ладоги примерно 160 километров. Чтобы пройти это расстояние, требовалось не меньше 15 часов. Спустя несколько часов после отплытия, когда мы спокойно спали, поднялся ветер, небо заволокло тучами и на озере началось волнение. Порывы ветра с каждой минутой усиливались, волны становились все выше, и вскоре все озеро превратилось в бушующее море. 
 
Нашу баржу кидало из стороны в сторону. Буксирный трос, соединявший нас с “Орлом”, лопнул, и мы остались один на один с разъяренной стихией. Деревянная обшивка старой баржи разошлась, и в образовавшиеся щели начала поступать забортная вода. Вода заполняла трюмы, и баржа погружалась в озеро все глубже и глубже. Я в это время находился в трюме вместе с другими своими товарищами. Трап, ведущий из трюма на палубу, под тяжестью бросившихся наверх людей рухнул, и мы остались в трюме взаперти. Вода уже заливала помещение, и гибель казалась неминуемой. Но среди нас был чемпион училища по борьбе Николай Тарасов. Он лег на спину и ногами проломил находившиеся над головой доски палубного настила. Через образовавшуюся дыру мы выбрались наверх. Здесь уже было полно народа. Люди метались по палубе в поисках спасения и вглядывались вдаль в ожидании помощи. Пытаясь облегчить баржу, мы столкнули в воду стоявшие на палубе автомобили и барабаны с кабелем, но это не помогло. Палуба уже была вся залита водой, шквальный ветер швырял в лицо холодную пену и норовил унести нас за борт. Мы цеплялись друг за друга и за все, что казалось еще прочным и надежным. 

 

 

 
Соответственно следует понимать что навигация по Ладоге дело карайне опасное особенно с использованием речных и озерных судов и в особенности осенью.  
 
2. При снабжение Берлина было задействовано 575 самолетов ДС-3 или аналогичных. На начало войны в СССР наличестволи: ГВФ 72 ПС-84, ВВС 49 ПС-84, 5 – морской авиацией, несколько – НКВД. Итого не более  135 машин. Крайне маловероятно что к началу блокады их количество увеличилось. 
 
3. Мелочи вроде противодействия противника (ВВС РККА из-за могло делать не более 2х вылетов в сутки) привычно оставлены за кадром. 
 
4. На обеспечение воздушного моста в Берлин было задействовано 57 тыс. человек, большинство из которых далеко не чернорабочии.
 
5. Было совершено 277 264 полета в Берлин, можете приблизительно оценить колличество нееобходимого горючего, а также попробовать найти его запасы осенью 1941 в СССР.
 
 
Соответственно вывод. 
 
Статью является очередной попыткой натянуть ежа на глобус с целью выдать его за кактус. Даже поверхностная проверка показывает что не учтено множество крайне важных деталей. Сравнение снабжения Берлина В МИРНОЕ ВРЕМЯ 3мя богатейшими странами мира и блокадного Ленинграда в условиях тяжелейшей войны и тотальной нехватки ресурсов исключительно бредовая идея.
 
Ответить

Фотография smallbear smallbear 27.11 2015

А теперь попробуем прикинуть, что должна содержать грамотная историческая статью на поименованную тему, статья которая ставит себе задачу не притянуть за уши факты к "теории", а построить теорию на основе доступных фактов.
 
Для начала следует эти самые факты собрать. Необходимо , хотя бы в вкратце, описать условия возникновения блокады, определить время и территории занятые противников,  силы сторон. Проанализировать силы и планы советского руководства, определить момент когда стало понятно что город деблокировать не удастся и собрать данные о возможных путях снабжения города, необходимых городу ресурсов как гражданского так и военного назначения.
 
Следующим шагом подробно рассмотреть каждый из возможных путей снабжения. Например для водного необходимо собрать данные по следующим пунктам:
 
1. Наличие и состояние плавсредств на момент начала блокады, проанализировать возможности пополнения.
2. Наличие и качество обслуживающего персонала (экипажи , погрузка/ разгрузка, ремонт и обслуживание, метеонаблюдение  и т.д.)
3. Изучить лоции, рассмотреть варианты маршрутов с анализом каждого.
4. Изучить инфоструктуру пунктов погрузки, проанализировать пути подвозов, возможности хранения.
5. Собрать сводки погоды за описываемый период, проанализировать влияние погоды на навигацию.
6. Собрать данные о наличие необходимых ресурсов, как для обеспечение функционирования перевозок, так и тех которые необходимо доставить в город. 
7. Проанализировать потери, боевые и не боевые и их влияние на функционирование перевозок.
8. Определить и проанализировать меры противодействия противника, силы сторон.
9. Собрать данные о номенклатуре и количестве отправленных и доставленных грузов.
 
На основание собранных данных провести анализ и сделать развернутый вывод. 
 
Объем работы можете оценить сами. Понятно, что гораздо проще и прибыльнeй накропать косящее под историческое исследование нечто, в стиле разоблачения кровавых тиранов.
Ответить

Фотография nvd5 nvd5 26.05 2018

Солонин на примере советской блокады Берлина и англо-американских мер по спасению города продемонстрировал, что при нормальной, своевременной организации дела. больших жертв возможно было избежать.

 

Я бы посмотрел на этих янки и их самолёты, если б по самолётам в воздухе стреляли зенитки, а по самолётам на земле дальнобойная артиллерия. О то бы они налетали. Плюс истребители на перехвате. Солонин передёргивает. Сравнивает войну и мирное время. 

Ответить

Фотография K-49 K-49 26.05 2018

Солонин передёргивает.

Это вы недодергиваете.

 

Тему снабжения Питера через Ладогу и вообще организацию и подготовку к обороне города мы подробно разбирали в соответствующей теме.Берлин - это лишь пример организации.

 

Именно организация и проституция всегда мешала советскому ВМФ

Ответить

Фотография nvd5 nvd5 26.05 2018

Именно организация и проституция всегда мешала советскому ВМФ

 

ВМФ?  Вы точно уверены, что проблемы блокады были из-за ВМФ?

Вы большой специалист по ВМФ из-за того, что закончили Мехфак?

ИМХО Вы много на себя берёте. 

Вы постарались не заметить, что блокада Берлина резко отличается по своим условиям от блокады Ленинграда. Да и не было никакой полной блокады Берлина. Это выдумка антисоветчиков.

 

 

С августа 1948 года советские власти начинают снабжение жителей Западного Берлина углем и дровами, а с первого сентября принимают решение о бесплатном обеспечении всех детей города, в том числе и Западной части, молоком. Совершенно как немцы в Ленинграде в течении трех лет блокады….

Ответить

Фотография K-49 K-49 26.05 2018

ВМФ? Вы точно уверены, что проблемы блокады были из-за ВМФ?

Конечно, уверен - век воли не видать. В1975 году я подрабатывал сторожем на автобазе, где и познакомился с бывшим морским офицером, работавшим там аккумуляторщиком.

Фраза про "организацию и проституцию" мне досталась от него. Хороший мужик был, чуть не погиб на "Новороссийске", был в аварийной команде. Когда линкор перевернулся, мужика выбросило из корпуса воздушным пузырем. Оттого и пить начал, оттого и списали бедолагу.

 

Что касается сравнения Питера и Берлина, то, конечно, это несравнимые ситуации. За исключением одного - организации планирования. Мне кажется, что лучше и моральней было бы, чтобы об этом писали наши питерцы. Их много на форуме и их мнение будет весомым.

 

Но даже на первый взгляд, не восстанавливая давние дискуссии на эту тему, можно отметить неудовлетворительную подготовку города к осаде.

Как то, прием беженцев из Прибалтики, отправка эвакуированного из Прибалтики продовольствия на Восток, медленная раскачка с эвакуацией детей, женщин и стариков до 8 сентября, халатное невнимание к плавсредствам речного пароходства, к временным причальным линиям, к обустройству фарватеров, плохая организация ПВО мест погрузки и выгрузки, а также трасс снабжения.

Ответить

Фотография nvd5 nvd5 26.05 2018

В1975 году я подрабатывал сторожем на автобазе, где и познакомился с бывшим морским офицером, работавшим там аккумуляторщиком.

 

Ну, конечно. Это вообще заменяет двадцать пять лет службы на корабле и военно-морскую академию.

Ответить

Фотография nvd5 nvd5 26.05 2018

можно отметить неудовлетворительную подготовку города к осаде.

 

Тут та же петрушка, что и с Севастополем.  Город готовили у отражению атаки с моря, а не с суши.

Так и Ленинград - ну, никак не готовили к атаке с юга.

И вообще легко делать такие замечания после войны - мол, плохо подготовились к атаке со стороны Луги. Да за такую подготовку до войны - голову бы оторвали подготовщику.

 

Это всё из цикла - осуждать Кутузова, сидя в кресле перед монитором в XXI веке. Была суровая действительность и никто будущего не знал. Реагировали на возникающие угрозы как позволяли наличные силы.

Ответить

Фотография воевода воевода 26.05 2018

это несравнимые ситуации. За исключением одного - организации планирования.
можно отметить неудовлетворительную подготовку города к осаде.

Как то, прием беженцев из Прибалтики, отправка эвакуированного из Прибалтики продовольствия на Восток, медленная раскачка с эвакуацией детей, женщин и стариков до 8 сентября, халатное невнимание к плавсредствам речного пароходства, к временным причальным линиям, к обустройству фарватеров, плохая организация ПВО мест погрузки и выгрузки, а также трасс снабжения.

То ли дело американцы!
Быстро и оперативно эвакуировали из Зап.Берлина всех детей и стариков,
грамотно расставили все ПВО для обороны ЗБ, и обеспечили их всех необходимыми боеприпасами на пару лет, пригнали в р.Шпрее эскадру плавсредств. Попутно отбивая атаки противника на Ньюйоркском, Вашингтонском и Чикагском фронтах.
Ответить

Фотография shutoff shutoff 26.05 2018

ВМФ? Вы точно уверены, что проблемы блокады были из-за ВМФ? Вы большой специалист по ВМФ из-за того, что закончили Мехфак? ИМХО Вы много на себя берёте.

 

 Во-первых - Ваш земляк, ув-й г-н nvd5, закончил суд.-мех. фак., а во-вторых - это к делу не относится. Сама тема создана г-ном Виктором Сковородниковым для унижения подготовки СССР к первым дням войны. Я не могу сказать об авторе, что ему не известен материал, с которым он тогда работал, но с какой целью? Унизить Советскую Россию? Так и мои посты можно так интерпретировать. Сам тот факт, что обороной Л-да на первых порах руководил "крупный военный специалист" К. Ворошилов меня просто угнетает... У власти в Л-де в то время оказались люди, которые и представления о военной науке не имели. Но не будем о ущемлённых собственным величием - Вы встряли в беседу с известным балоболом г-ном К-49. и этот факт накладывает на Вас повышенную ответственность за свои слова - он русофоб "украинского" разлива.

 

 Я также не вижу каких-либо оснований для того, чтобы не просто сравнивать блокаду Л-да с разделом Берлина после ВМВ, а даже ставить эти события на одну доску. Главное различие - Рейх к тому времени капитулировал и не вёл войны против СССР. Во время начала блокады Л-да война только разгоралась и закончилась только после того как РККА/СА стала фашистов побеждать. Наше некоторое противостояние с Западом перманентно и обе стороны не стремятся его доводить до военного конфликта - понимают, что никому от этого никакой выгоды не будет, а громадное число трупов будет точно... Так мы и прожили более 70 лет... Весьма возможно, что и следующие 70 также проживём если более умные люди не придут нам на замену. Евро-североамериканский мир развивается и что нас ждёт в будущем никому пока неизвестно, но брехню и пустую болтовню пора прекратить уже сейчас.

Ответить

Фотография Шторм Шторм 26.05 2018

Именно организация и проституция всегда мешала советскому ВМФ

 

Проституция в каком смысле?

Ответить

Фотография K-49 K-49 26.05 2018

 

В1975 году я подрабатывал сторожем на автобазе, где и познакомился с бывшим морским офицером, работавшим там аккумуляторщиком.

 

Ну, конечно. Это вообще заменяет двадцать пять лет службы на корабле и военно-морскую академию.

 

А вы 25 лет на корабле отслужили и академию закончили?

 

Что вы прицепились к шутке отставного моряка? Эта шутка из той же категории, что и шутка летунов - где начинается авиация, там кончается порядок.

Однако я могу отметить, что при всей строгости военно-морской службы, именно в Севастополе порядок на кораблях был не идеальный. Именно в смысле организации службы.

Мне несколько лет летом приходилось работать мотористом на судах УВСГ, что на Телефонке.

Ответить

Фотография K-49 K-49 26.05 2018

 

Именно организация и проституция всегда мешала советскому ВМФ

 

Проституция в каком смысле?

 

В смысле равенства.)))

 

Опоздал моряк на корабль. По какой причине? Задержался с девицей на Историческом бульваре (там такие заросли кустарника, что с собакой не найдут). Нечетко или несвоевременно выполнил команду. Опять женщина виновата - моряк о ней всегда думает. Напился моряк. Опять виновата любовь к женскому полу.

 

Причем в категорию "моряк" можно отнести, как годовалого салагу, так и мичмана или офицера в звании до каплея. Дело молодое, кровь бурлит.

 

Что касается организации, то Приморский бульвар, площадь Ушакова, красота Севастополя и красивость его женщин действовали на организаторов весьма расслабляюще.

Ответить