←  Древний Рим

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Апофеоз (консекрация) римских императоров

Фотография Стефан Стефан 23.03 2013

Юлий Цезарь, которому еще при жизни были оказываемы божеские почести, после смерти причислен был к сонму богов (Suet. Caes. 88); с этого началось постоянное религиозное чествование императоров. Обряд обоготворения императоров, а иногда и императриц, так называемые consecratio, совершался на основании решения сената и по предложению нового императора, наследовавшего обоготворяемому. После погребения во дворце выставлялось в течение 7 дней на носилках из слоновой кости восковое изображение умершего, затем всадники и сенаторы несли его на форум, а оттуда на Марсово поле. Здесь это изображение, великолепно изукрашенное, ставилось на костер, усыпанный благовониями; новый император зажигал костер; с высоты костра взлетал ореол: по народному верованию, он уносил душу императора к богам. С этих пор умершему воздавали божеские почести, его называли Divus, строили ему храмы и назначали жрецов. Herodian. 4, 2.

Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей

 

 

 

Сакральность власти принцепса неоднозначно оценивается современными исследователями. Считается, что императоры не могли быть признаны настоящими богами. Понятия divus и deus не совпадали, а императорский культ отличался от культа Юпитера и других богов. Поэтому культ императора имел больше идеологическое, чем религиозное значение, связывая воедино граждан и перегринов (Pax Romana). Однако фигура сакрального царя, служившая образцом сакральности принцепса, также отличалась от небесных богов. Царь рассматривался более как Герой — сын бога и посредник между богами и людьми... В римской политической идеологии концепция царской власти претерпела рационалистическое осмысление еще в республиканскую эпоху. Обожествлялись только умершие императоры. Первый гражданин с магистратскими полномочиями, не имевший статуса dominus, не мог претендовать на роль живого бога. Пытавшиеся объявить себя богом Калигула, Домициан, Коммод рассматривались как «дурные императоры». Обожествление умершего принцепса находило аналогию в легендарной смерти Ромула и превращении его в Квирина.

Коптев А. В. PRINCEPS ET DOMINUS: к вопросу об эволюции принципата в начале позднеантичной эпохи.

 

 

 

Евтропий в «Краткой истории от основания Города» свидетельствует об обожествлении Августа, Клавдия I, Веспасиана, Тита, Нервы, Траяна, Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия, Луция Вера, Септимия Севера, Гордиана III, Филиппа I и Филиппа II, Деция, Клавдия II, Аврелиана, Диоклетиана, Констанция I, Константина I, Констанция II, Юлиана, Иовиана.

Среди обожествлённых римских монархов были даже Коммод (между двумя damnatio memoriae, при Септимии Севере), Каракалла и Максимиан (апофеоз совершил Максенций, а победитель этого узурпатора  Константин Великий сначала проклял его память, а затем причислил к сонму богов). Умершие императоры Восточной Римской империи именовались божественными вплоть до Анастасия.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 24.03 2013

Здесь есть интересный список обожествлённых римлян:

44 до н. э. Божественный Цезарь
14 Божественный Август
38 Божественная Друзилла (сестра Калигулы)
42 Божественная Юлия Августа (Ливия)
54 Божественный Клавдий
63 Божественная Клавдия [Дева] (дочь Поппеи)
65 Божественная Поппея Августа (жена Нерона)
79/80 Божественный Веспасиан
81 Божественный Тит
81 Божественный Цезарь (сын Домициана)
89 Божественная Юлия (дочь Тита)
89 Божественная Домицилла (дочь Веспасиана)
98 Божественный Нерва
112 Божественная Марциана (сестра Траяна)
113 Божественный Траян Отец (отец Траяна)
118 Божественный Траян Парфянский
119 Божественная Матидия (дочь Марцианы, сестры Траяна)
123 Божественная Плотина (жена Траяна)
Антиной
138 Божественная Сабина (жена Адриана)
138 Божественный Адриан
140 Божественная Фаустина (жена Антонина Пия)
161 Божественный Антонин
169 Божественный Вер
176 Божественная Фаустина Пия (жена Марка Аврелия)
180 Божественный М[арк] Антонин Пий (Марк Аврелий)
193 Божественный Пертинакс Отец
195 Божественный Коммод
211 Божественный Септимий Север
217 Божественная Юлия (Юлия Домна)
218 Божественный Антонин Великий (Каракалла)
224 Божественная Меса (бабка Александра Севера)
236 Божественная Павлина (жена Максимина I Фракийца)
238 Божественный Александр (Александр Север)
238 Божественный Гордиан (Гордиан I)
238 Божественный Гордиан (Гордиан II)
244 Божественный Гордиан (Гордиан III)
Божественный Марин (отец Филиппа I Араба)
249 Божественные Филиппы
251 Божественный Деций
251 Божественный Геренний (сын Деция)
253? Божественный Требониан Галл
253? Божественный Волузиан (сын Требониана Галла)
253 Божественная Мариниана (жена Валериана)
257/258 Божественный Валериан Цезарь (сын Галлиена)
260 Божественный Цезарь Кв. Галлиен (Салонин, сын Галлиена)
после 262? Божественный Валериан
268 Божественный Галлиен
270 Божественный Клавдий (Клавдий II)
271 Божественный Викторин Благочестивый
275 Божественный Аврелиан
283 Божественный Кар
284 Божественный Нумериан (сын Кара)
284/285 Божественный Нигриниан (сын Карина)
285 Божественный Проб
306 Божественный Констанций (Констанций I)
309 Божественный Ромул (сын Максенция)
310 Божественный Максимиан Отец
311 Божественный Максимиан Младший (Галерий)
313 Божественный Диоклетиан
337 Божественный Константин (Константин I)
350 Божественный Констант (Констант I)
361 Божественный Констанций (Констанций II)
363 Божественный Юлиан
364 Божественный Иовиан
375 Божественный Валентиниан Старший (Валентиниан I)
378 Божественный Валент
после 379 Божественный Феодосий Отец
383 Божественный Грациан
392 Божественный Валентиниан (Валентиниан II)
395 Божественный Феодосий (Феодосий I)
408 Божественный Аркадий
411 Божественный Константин (Константин III)
423 Божественный Гонорий
465 Божественный Либий Север
474 Божественный Лев (Лев II)
518 Божественный Анастасий
Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 24.03 2013

Здесь есть интересный список обожествлённых римлян:


518 Божественный Анастасий23
 

На самом деле все, что касается обожествления Анастасия, укладывается в короткую фразу Марцеллина комита - Hypatius, Pompeius et Probus genere consobrini, divique Anastasii nepotes. . . 

Однако если  продолжить подобную аналогию и далее, то мы сможем обнаружить в De ceremoniis aulae Byzantinae Константина VII например свидетельство об обожествлении и имп. Юстина - Ὁ τῆς θείας λήξεως Ἰουστῖνος (I, 95), где θείος является греческим переводом divus - "божественный".  

Ответить

Фотография Стефан Стефан 24.03 2013

Всё верно, сноска в таблице ведёт к соответствующей ссылке на указанное Вами место в труде
Марцеллина Комита.

Насчёт наименования Юстина я с Вами согласен, однако это не говорит о его консекрации. Со времён Феодосия, окончательно запретившего старую религию сначала на Востокее, а затем и на Западе, никому уже не приходилось обожествлять императоров: храмы конфискованы, обряды запрещены, символы язычества уничтожены. Однако традиция именовать умерших монархов "Божественными", как Вы заметили, оказалась довольно живучей, причём для христиан.

Ответить

Фотография RedFox RedFox 24.03 2013

Почти уверен, что примерно к 200-му номеру из списка (2-й пост ветки) слово "божественный" вошло в широкий общественный оборот в ситуациях вроде: "Божественный Марцелл, твой повар сегодня сотворил чудо! Я в восхищении", "Божественный мой патрон! Прими поздравления с твоим новым назначением и проч."

С другой стороны, в законах об оскоблении величия был ли пункт о таком расширительном применении исследуемого термина?

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 24.03 2013

Почти уверен, что примерно к 200-му номеру из списка (2-й пост ветки) слово "божественный" вошло в широкий общественный оборот в ситуациях вроде: "Божественный Марцелл, твой повар сегодня сотворил чудо! Я в восхищении", "Божественный мой патрон! Прими поздравления с твоим новым назначением и проч."

С другой стороны, в законах об оскоблении величия был ли пункт о таком расширительном применении исследуемого термина?

Скорее всего так и было - вместо специального сенатского распоряжения относительно обожествления происходил автоматический их апофеоз. Этим возможно объясняется отсутствие в списке например Феодосия II или Марциана, и в то же время крайне сомнительно присутствие там Грациана - того самого, кто отказался от титула великого понтифика. Также стоит добавить, что об обожествлении ряда императоров (но не всех! - до наихристианнейшего Иовиана включительно) также упоминает и Евтропий. 

 

Несколько не уловил связи апофеоза с законом об оскорблении величия.

Ответить

Фотография RedFox RedFox 24.03 2013

Если титулом "божественный", допустим, стали бы пользоваться в переносном смысле в широких слоях, то законодатель мог и отреагировать негативно. Если отреагировал - значит диффузия титула таки имела место. Это я для проверки предположения...

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 25.03 2013

Если титулом "божественный", допустим, стали бы пользоваться в переносном смысле в широких слоях, то законодатель мог и отреагировать негативно. Если отреагировал - значит диффузия титула таки имела место. Это я для проверки предположения...

Ну это смотря как им пользоваться. Если это слово будет употреблено в смысле "божественная погода", то ничего страшного не произойдет, а вот если применительно к человеку.... хотя на самом деле такой эпитет имел полноценный смысл только после смерти человека (императора или члена его семьи), к которому прилагался. 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 25.03 2013

Почти уверен, что примерно к 200-му номеру из списка (2-й пост ветки) слово "божественный" вошло в широкий общественный оборот в ситуациях вроде: "Божественный Марцелл, твой повар сегодня сотворил чудо! Я в восхищении", "Божественный мой патрон! Прими поздравления с твоим новым назначением и проч."

Во-первых, эпитет "Божественный" с конца IV в. употреблялся христианами по отношению к христианским же императорам (отошедшим в мир иной), что, судя по всему, являлось данью языческой традиции, пережившей времена доминирования старой религии в Римском государстве. Во-вторых, если Вы уверены в подобном истолковании, приведите примеры использования данного слова по отношению к лицам, не представляющим высшую власть, в V или VI вв.

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 25.03 2013

эпитет "Божественный" с конца IV в. употреблялся христианами по отношению к христианским же императорам (отошедшим в мир иной), что, судя по всему, являлось данью языческой традиции, пережившей времена доминирования старой религии в Римском государстве. 

Разве имп. Юлиан являлся императором христианским???

Ответить

Фотография Стефан Стефан 25.03 2013

Разве имп. Юлиан являлся императором христианским???

Юлиан Отступник (361-363) правил задолго до Феодосия I Великого (379-395), который поставил точку в противостоянии римского язычества и христианства. А причём здесь последний император-язычник? Последнего властителя Империи, относившегося к культам старых богов лояльно, звали Евгением, причём он-то скорее всего был христианином (по Созомену; Церковная история. VII, 22). Хотя Филосторгий с ним не согласен (Сокращение «Церковной истории». XI). Евгений правил как узурпатор в 392-394.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.03 2013

К  слову, Юлиан был крещён и оставался формальным христианином до принятия власти. При Констанции II он даже усердно проявлял показную привязанность к христианской религии. А втайне... был посвящён в элевсинские мистерии и поклонялся языческим богам.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.03 2013

Отмечу, что в языческие времена не всех императоров причисляли к богам после их смерти (например, Тиберий, Калигула, Нерон, Домициан, Гелиогабал). Для этого было необходимо соответствующее соизволение правящего (или правящих) монархов.

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 26.03 2013

Юлиан Отступник (361-363) правил задолго до Феодосия I Великого (379-395), 

Прошло 16 лет.

А причём здесь последний император-язычник?

Вот именно - при чем? Кто вообще говорил о Юлиане как последнем язычнике?

Юлиан был крещён и оставался формальным христианином до принятия власти.

Рассматривается его частная жизнь или положение как императора, в котором он и умер?

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.03 2013

Вот именно - при чем?

Понятия не имею, зачем Вы упомянули о нём и теперь спрашиваете об этом меня.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.03 2013

Рассматривается его частная жизнь или положение как императора, в котором он и умер?

Рассматривается его консекрация (обожествление), как и других римских императоров и узурпаторов. Остальное - как приложение к теме, но умеренно.

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 26.03 2013

Насчёт наименования Юстина я с Вами согласен, однако это не говорит о его консекрации. Со времён Феодосия, окончательно запретившего старую религию сначала на Востокее, а затем и на Западе, никому уже не приходилось обожествлять императоров: храмы конфискованы, обряды запрещены, символы язычества уничтожены. Однако традиция именовать умерших монархов "Божественными", как Вы заметили, оказалась довольно живучей, причём для христиан.

Приведенный перечень не говорит об апофеозе и консекрации отдельно - при том, что последний термин малоупотребим вовсе; дается перечень обожествленных императоров и членов их семей где, судя по описанию кончины самого Константина Великого никакой консекрации не последовало. Таким образом безразлично как именовались тот же Константин или Юстин - все они божественные по традиции...

Понятия не имею, зачем Вы упомянули о нём и теперь спрашиваете об этом меня.

Ничего страшного - я имею понятие. Увидав такую фразу - 

эпитет "Божественный" с конца IV в. употреблялся христианами по отношению к христианским же императорам

Я и вспомнил Юлиана, как императора-язычника, получившего эпитет божественного наряду с христианами. 

Отмечу, что в языческие времена не всех императоров причисляли к богам после их смерти (например, Тиберий, Калигула, Нерон, Домициан, Гелиогабал). Для этого было необходимо соответствующее соизволение правящего (или правящих) монархов.

А в христианские времена было иначе? Где можно увидеть божественных Марциана, Гонория или Валентиниана II?

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.03 2013

А в христианские времена было иначе? Где можно увидеть божественных Марциана, Гонория или Валентиниана II?

Если в этом нет сомнений, т.е. Вы со мной согласны, зачем спрашивать?

 

Сведения о "Божественных" христианских императорах отрывочны, т. к. они фактически не обожествлялись подданными, тем более христианскими. Вполне возможно, что и указанные августы иногда так именовались по старинной традиции. Но сведений об этом не сохранилось.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.03 2013

Ничего страшного - я имею понятие. Увидав такую фразу - 

Я и вспомнил Юлиана, как императора-язычника, получившего эпитет божественного наряду с христианами.

Под концом IV в. я имел в виду правление Феодосия Великого по причине, изложенной в посте #4. Опять же, Юлиан Отступник имеет к нему весьма отдалённое отношение.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.03 2013

Приведенный перечень не говорит об апофеозе и консекрации отдельно - при том, что последний термин малоупотребим вовсе; дается перечень обожествленных императоров и членов их семей где, судя по описанию кончины самого Константина Великого никакой консекрации не последовало.

У меня к Евтропию больше доверия. Христианские писатели вряд ли интересовались, что происходило в языческих храмах, да и вообще в среде язычников. Другое дело, если эти самые храмы закрывали...

Ответить