←  Российская империя

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Черносотенное движение

Фотография Стефан Стефан 05.05 2019

ЧЕРНОСО́ТЕНЦЫ, члены крайне правых организаций в России в 1905–17, которые с позиций рус. национализма выступали под лозунгами защиты монархии и православия (Союз русского народа, Русский народный союз имени Михаила Архангела и др.). Лидеры и идеологи: В. А. Грингмут, А. И. Дубровин, П. А. Крушеван, Н. Е. Марков, В. М. Пуришкевич. Название появилось в ходе Революции 1905–07 и восходит к понятию «чёрная сотня», обозначавшему в 16–17 вв. посадское население, которое платило налоги и подати и исполняло повинности; при этом в среде правых подчёркивалась роль чёрных сотен в победе сил Второго ополчения 1611–12, а в левых кругах слово «черносотенец» стало обозначать реакционера, антисемита и погромщика. После Февр. революции 1917 черносотенные организации были запрещены.

 

Черносотенцы // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/dom...ry/text/4683319

Ответить

Фотография Стефан Стефан 05.05 2019

СОЮ́З РУ́ССКОГО НАРО́ДА (СРН), массовая крайне правая политич. организация в России в нач. 20 в. Учредит. собрание состоялось 8(21).11.1905 в С.-Петербурге, устав утверждён 7(20).8.1906. Инициатор создания и пред. Гл. совета – А. И. Дубровин (его пребывание в должности объявлено пожизненным), товарищи председателя – В. М. Пуришкевич, А. И. Соболевский, члены совета – П. Ф. Булацель, Б. В. Никольский. Печатные органы: газ. «Русское знамя» (1905–10), ж. «Вестник Союза русского народа» (1910–15); ряд отделов СРН выпускал собств. периодич. издания. Членами СРН могли быть «природные русские люди обоего пола, всех сословий и состояний», все должности в нём могли занимать только православные, единоверцы и старообрядцы (допускался приём представителей др. народов по решению руководства Союза). Численность: ок. 350 тыс. чел. в 1907–08 (активных членов было гораздо меньше), до 30 тыс. чел. в 1915–16. Имел, по разным данным, от 400 до 900 губернских и уездных отделов и подотделов (наиболее многочисленные – в Ярославской, Владимирской, Бессарабской, Киевской, Астраханской, Костромской, Волынской, Подольской, Екатеринославской и Херсонской губерниях), а также гор. отделы в С.-Петербурге, Москве (крупнейшие) и Одессе. Среди членов СРН – Д. И. Иловайский, Иоанн Кронштадтский, П. А. Крушеван, К. Н. Пасхалов, Д. И. Пихно, Д. Я. Самоквасов, М. В. Нестеров.

 

Программа СРН: сохранение унитарного гос. устройства, упрочение господствующего положения православия, сохранение самодержавия (при этом власть императора рассматривалась как неограниченная, несмотря на Манифест 17 октября 1905 и создание Гос. думы). Союз называл рус. народ (включая украинцев и белорусов) «державным» и «первенствующим», но признавал гражд. равенство всех народов Рос. империи, кроме евреев, которых считал гл. источником революц. движения. Призывал к созданию самостоят. евр. государства в Палестине, переселению в него евреев при гос. поддержке и признанию евреев в России иностранцами, но без к.-л. прав. Предлагал сократить территорию черты оседлости, за её пределами ввести для евреев полный запрет на жительство, не допускать их в вооруж. силы (заменив воинскую повинность денежной), на гос. службу и в органы самоуправления, запретить им преподавать, издавать и редактировать периодич. издания, избирать и избираться в парламент и др. Поддержал столыпинскую аграрную реформу, выступал за отмену золотого монометаллизма для экономич. роста путём увеличения денежной массы, размещение гос. заказа только на отеч. предприятиях, за борьбу «рус. капиталистов с еврейскими и иностранными капиталами», выход рус. финансов «из подчинения иностр. рынкам».

 

СРН проводил патриотич. манифестации и др. массовые акции, занимался организацией чайных, лекций, бесед, кооперативов, издавал пропагандистскую лит-ру. Делегации СРН 23.12.1905(5.1.1906) и 16.2(1.3).1906 были приняты имп. Николаем II. Союз пользовался поддержкой полиции и губернаторов, видевших в нём союзника в борьбе против революц. движения, а также мн. архиереев Рус. православной церкви. При Гл. совете СРН и в ряде его отделов в Революцию 1905–07 действовали боевые дружины («дружины самообороны»), некоторые из них («Белая гвардия» в Одессе) участвовали в погромах и массовых избиениях. Члены СРН совершили неск. политич. убийств (в частности, кадетов М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса) и покушений на убийство политич. противников (быв. пред. Совета министров С. Ю. Витте и др.). СРН участвовал в кампаниях по выборам в Гос. думу; на выборах в Думу 1-го и 2-го созывов потерпел поражение и требовал досрочного роспуска парламента. Поддержал «третьеиюньский переворот» 1907; в Думе 3-го созыва члены СРН составляли значит. часть фракции правых (50 депутатов к концу последней сессии).

 

После Революции 1905–07 СРН пережил неск. расколов. В 1907 сторонники В. М. Пуришкевича вышли из СРН и основали Русский народный союз имени Михаила Архангела. На съезде СРН в февр. 1908 группа членов-учредителей выступила с требованием отставки А. И. Дубровина (стремился сохранить СРН как организацию «уличного действия», отрицал конституц. изменения в гос. устройстве, критиковал правительство П. А. Столыпина), обвиняя его в диктаторстве и финансовых нарушениях, но все они были исключены из СРН. В 1909 большинство в Гл. совете СРН приобрели «обновленцы» во главе с лидером умеренного крыла Союза Н. Е. Марковым, Дубровин был смещён с должности председателя (в 1910 им избран гр. Э. И. Коновницын, в 1912 – Марков). Сторонники Дубровина 21.11 (4.12)–1(14).12.1911 провели в Москве монархич. съезд, не признанный «марковцами», а в 1912 зарегистрировали Всерос. дубровинский союз рус. народа. Неск. крупных отделов зарегистрировались как самостоятельные СРН (Почаевский, Ярославский, оба – 1909; Смоленский, 1910; Мининский в Нижнем Новгороде, 1911; и др.), мн. отделы распались. В 1-ю мировую войну деятельность СРН и Всерос. дубровинского союза рус. народа была в значит. мере свёрнута. После Февр. революции 1917 оба союза запрещены Врем. правительством, многие их члены арестованы.

 

 

Источн.: Союз русского народа: По материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства 1917 г. М.; Л., 1929; Правые партии: В 2 т. М., 1998.

 

Лит.: Нарский И. В. Революционеры «справа»: Черносотенцы на Урале в 1905–1916 гг.: Материалы к исследованию «русскости». Екатеринбург, 1994; Кирьянов Ю. И. Правые партии в России: 1911–1917 гг. М., 2001; Степанов С. А. Черная сотня. 2-е изд. М., 2005; Богоявленский Д. Д. Проблемы лидерства в Союзе русского народа. М., 2012.

 

Теребов О.В. Союз русского народа // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/dom...ry/text/4245841

Ответить

Фотография Стефан Стефан 05.05 2019

РУ́ССКИЙ НАРО́ДНЫЙ СОЮ́З И́МЕНИ МИХАИ́ЛА АРХА́НГЕЛА (РНСМА), рос. правая партия. Учреждён в С.-Петербурге В. М. Пуришкевичем и его сторонниками 8(21).11.1907, после раскола Союза русского народа в результате личного конфликта его руководителей. Лидер – Пуришкевич (возглавлял Гл. палату союза в 1907–17, при этом до 1911 был товарищем пред. палаты, а должность председателя оставалась вакантной). Среди членов Гл. палаты – гр. А. А. Буксгевден, прот. И. И. Восторгов, В. В. Кузьмин, Н. Д. Облеухов (фактически руководил деятельностью союза в 1-ю мировую войну), Д. О. Оборин, В. Г. Орлов, А. В. Ососов, В. М. Скворцов, Н. С. Соломко. Численность членов до 20 тыс. чел. (1909–1910). Имел отделы в Москве, Одессе, Киеве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и мн. др. городах (161 крупный отдел в 1913); при нём организованы гимнастич. об-во «Сокол» (1909), 1-й Рос. экономич. рабочий союз (1909, прекратил существование в 1911), Всерос. Филаретовское об-во нар. образования (1914, оказывало помощь семьям призванных в армию учителей начальных школ). Программа РНСМА была аналогична программе Союза рус. народа, однако РНСМА признавал необходимость существования законодательной Гос. думы и участвовал в её работе, а также не применял террористич. методов борьбы с политич. противниками. Гл. палата союза регулярно направляла в правительство свои предложения. Союз поддерживал столыпинскую аграрную реформу, ограничение автономии Вел. кн-ва Финляндского, выступал за милитаризацию железных дорог для предотвращения забастовок. Вёл кампанию за «оздоровление» нар. образования, обвиняя школу в подготовке новой революции. Активно содействовал монархич. академич. движению в вузах С.-Петербурга, финансировал издание его ж. «Вестник студенческой жизни» (1910–13). Публично поддержал обвинение по Бейлиса делу. Во внешней политике выступал за сближение с Германией и критиковал курс на укрепление Антанты (до начала 1-й мировой войны). Издавал ж. «Прямой путь» (1909–14), отделы РНСМА издавали газеты «Правый путь» (Оренбург, 1907–10), «Саратовское вече» (1914–16). Союз выпускал сб-ки биографий погибших от рук революционеров («Книга русской скорби», т. 1–14, 1908–14), а также пропагандистскую и патриотическую лит-ру массовыми тиражами. В 1-ю мировую войну деятельность союза была фактически свёрнута; запрещён после Февр. революции 1917 Врем. правительством в числе других правых организаций.

 

 

Лит.: Шестая годовщина Русского народного союза имени Михаила Архангела. Отчет о деятельности Союза за 1912–1913. СПб., 1914; Правые партии: Документы и материалы. М., 1998. Т. 1–2; Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. 1911–1917 гг. М., 2001; Степанов С. А. Черная сотня. 2-е изд. М., 2005; Игумнов Д. Этапы «Прямого пути» // Родина. 2014. № 6.

 

Теребов О.В. Русский народный союз имени Михаила Архангела // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/dom...ry/text/3521522

Ответить

Фотография Стефан Стефан 06.05 2019

И в облике и в деятельности черной сотни была масса противоречий. Монархические союзы были созданы, чтобы стать опорой самодержавия, но их часто называли «революционерами справа» за политический экстремизм. Черносотенцы провозглашали себя «истинно русскими», но основной костяк Союза русского народа и других черносотенных организаций составляли украинцы и белорусы. Подавляющее большинство членов черносотенных союзов были крестьянами, которые защищали помещичьи интересы.

 

И все-таки при всей противоречивости социального состава, пропагандистских лозунгов и тактики черносотенных союзов их объединяли общие идейные установки. Духовные вожди черной сотни считали Россию особым, не похожим на другие государством со своим самобытным путем развития. Данный тезис, сформулированный задолго до появления черносотенцев, в той или иной степени использовали многие общественные и политические движения от консервативных до революционных. Каждое из этих течений вкладывало собственный смысл в тезис об уникальности России. Свою интерпретацию дали черносотенцы.

 

Лидеры и идеологи крайне правых отвергали западные рецепты государственного и политического устройства: конституционную монархию или республику, парламентаризм, политические свободы, отделение церкви от государства и т.п. Всем этим заимствованным на Западе идеям {502} противопоставлялись исконные русские устои, выраженные в знаменитой трехчленной формуле «Православие, Самодержавие, Народность». Черносотенцы, как ни одна другая партия, выдвигали на передний план историческую традицию, что нашло отражение и в названиях их организаций, и в лозунгах, и в постоянном обращении к именам и подвигам славных русских патриотов. Однако идеологи черносотенства идеализировали старину, изображая допетровскую Русь обществом социальной гармонии. Они предлагали возродить земские соборы, умершие еще в феодальную эпоху, и другие столь же архаичные меры. Можно сказать, что для черносотенцев не существовало категории времени и они считали вечными и неизменяемыми институты власти, сложившиеся многие столетия тому назад.

 

Большинство политических партий, действовавших в России, либо провозглашали принципы интернационализма, либо представляли интересы национальных меньшинств. Черносотенные союзы (наряду с националистами) выступили под лозунгом «Россия для русских!». Это было ответной реакцией на обострение национального вопроса в России и сепаратизм национальных окраин, угрожавший целостности империи. Черносотенцы придали данному лозунгу предельно резкое, шовинистическое звучание. Вместе с тем, как уже отмечалось, термин «русский» в большинстве случаев был лишен прямого этнического значения, указывая лишь на политическую лояльность. На страницах этой книги промелькнуло немало «истинно русских» верноподданных с немецкими, молдавскими, грузинскими и другими фамилиями. Читатели также могли убедиться в том, что термин «инородцы» сплошь и рядом относился к русским противникам черносотенцев.

 

Черносотенцы были единственным политическим течением, открыто провозгласившим антисемитизм важнейшим принципом своей программы. Черносотенная пропаганда в значительной степени была построена на юдофобских лозунгах. Безусловно, антисемитизм имел религиозные, социальные и экономические корни. Однако они не могут в {503} полной мере объяснить то иррационально всеобъемлющее и всеохватывающее значение, которое черносотенцы придавали еврейскому вопросу. Для них евреи стали синонимом всего чуждого и враждебного России, воплощением мирового зла и коварства. Характерно, что черносотенцы не отказались ни от одного из своих антисемитских лозунгов вплоть до ухода с политической арены, а их лидеры остались верными своим убеждениям в эмиграции, передав часть идейного багажа немецким нацистам.

 

Мнения о численности черносотенцев кардинально расходятся. Неоднократно высказывалось и продолжает высказываться суждение о том, что черносотенные союзы являлись грубой бутафорией. Такое мнение имеет под собой основание. Черносотенцы всегда утверждали, что за ними стоят миллионы, даже десятки миллионов русских людей, безгранично преданных престолу и отечеству. Но в Государственную думу крайне правые смогли пробиться только с третьей попытки, когда недемократический избирательный закон расчистил дорогу перед их кандидатами. После падения самодержавия монархические союзы растаяли как дым, а в годы Гражданской войны ничем себя не обнаружили. С другой стороны, архивные документы доказывают, что черносотенные союзы существовали и вели деятельность почти по всей России.

 

Главной проблемой черносотенцев, объяснявшей их слабость и беспомощность в кризисные моменты, было отсутствие единства. Парадокс, что, ратуя за предельно централизованный тип власти, черносотенцы не могли преодолеть собственной разобщенности и анархии. И черносотенное движение в целом и самая крупная из черносотенных партий ‒ Союз русского народа являлись рыхлыми аморфными организациями с полуавтономными отделами. Некоторые из черносотенных лидеров даже подводили идейную базу под такую разобщенность, доказывая, что для настоящего русского человека неприемлемы казарменная дисциплина и ограничение воли. В любом случае крайне правые {504} проигрывали более сплоченным и централизованным левым партиям.

 

Вожди черной сотни постоянно повторяли, что Союз русского народа и другие монархические союзы нельзя было считать политическими партиями в западном смысле слова. В их понимании Союз русского народа представлял весь русский народ. И хотя такая интерпретация была весьма и весьма далека от истины, можно согласиться с тем, что в черносотенных союзах были представлены едва ли не все социальные слои общества.

 

Что за люди руководили монархическими союзами? Было бы несправедливо рисовать черносотенцев сплошной черной краской. Не знаю, насколько убедительно получилось в этой книге, но я пытался показать, что большинство лидеров черной сотни были людьми, искренне озабоченными судьбой страны. Порой их суждения и оценки были донельзя примитивны, порой ‒ поражали своей удивительной точностью и прозорливостью. Когда-то иеромонах Илиодор писал о «святой черной сотне». Сейчас по меньшей мере четверо членов черносотенных союзов причислены Русской православной церковью к лику святых: протоиерей Иоанн Кронштадтский, протоиерей Иоанн Восторгов, епископ Гермоген и патриарх Тихон. Но было бы неправильно на этом основании впадать в другую крайность, изображая черносотенцев витязями без страха и упрека. Монархические союзы, вопреки уверениям их создателей, являлись политическими организациями со всеми характерными для партий атрибутами. Как в любой партии, в черносотенных союзах велась внутрипартийная борьба, происходили столкновения личных амбиций, плелись интриги. Кроме того, ни одно из российских политических движений не притягивало такого количества психически неуравновешенных людей, как черносотенцы. Наконец, нельзя не учитывать, что черносотенцы испытали на себе бич любой «партии власти», в которую стремятся попасть из корыстных и карьеристских соображений. На это сетовали и сами черносотенцы. {505}

 

Идеализация черной сотни характерна для современных движений, провозгласивших свою преемственность с черной сотней начала прошлого века. {506}

 

Степанов С. Черная сотня. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Эксмо; Яуза, 2005. С. 502‒506.

 

Ответить

Фотография Бобровский Бобровский 13.05 2019

Марков Н.Е. наш сосед, дом в его имени стоял в трехстах метрах от нашего. Путейский инженер, подрядчик на строительстве дороги Курск-Касторная, коллежский советник, член 3 и 4 Государственной Думы, один из главарей черносотенства. В общем большой человек. Но что интересно, никто и никогда не мог поздороваться с ним первым. За пять метров перед каждым встретившимся, даже самым последним мужичонкой, он приподнимал белый картуз и здоровался. И отзывы деревенских были о нем хорошими.

Ответить

Фотография Яго Яго 15.05 2019

Кроме того, ни одно из российских политических движений не притягивало такого количества психически неуравновешенных людей, как черносотенцы.

 

В общем большой человек. Но что интересно, никто и никогда не мог поздороваться с ним первым.

Ответить