←  Высокое Средневековье

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Возрождение и расцвет инквизиции в Европе

Фотография Alisa Alisa 14.09 2008

Возникновение инквизиции. В XII в. католическая церковь столкнулась с ростом оппозиционных религиозных движений в Западной Европе, прежде всего с альбигойством (катары). Для борьбы с ними папство возложило на епископов обязанность выявлять и судить «еретиков», а затем передавать их для наказания светским властям («епископская инквизиция»); этот порядок была зафиксирован в декретах Второго (1139) и Третьего (1212) Латеранских соборов, буллах Луция III (1184) и Иннокентия III (1199). Впервые эти постановления были применены во время Альбигойских войн (1209–1229). В 1220 их признал германский император Фридрих II, в 1226 – французский король Людовик VIII. С 1226–1227 высшей мерой наказания за «преступления против веры» в Германии и Италии стало сожжение на костре.

Однако «епископская инквизиция» оказалась мало эффективной: епископы находились в зависимости от светской власти, а подчиненная им территория была невелика, что позволяло «еретику» легко укрыться в соседнем диоцезе. Поэтому в 1231 Григорий IX, отнеся дела о ереси к сфере канонического права, создал для их расследования постоянный орган церковной юстиции – инквизицию. Первоначально направленная против катаров и вальденсов, она вскоре обратилась против других «еретических» сект – бегинов, фратичелли, спиритуалов, а затем и против «колдунов», «ведьм» и богохульников.

В 1231 инквизиция была введена в Арагоне, в 1233 – во Франции, в 1235 – в Центральной, в 1237 – в Северной и Южной Италии.

Инквизиционная система. Инквизиторы рекрутировались из членов монашеских орденов, прежде всего доминиканцев, и подчинялись непосредственно папе. В начале 14 в. Климент V установил для них возрастной ценз в сорок лет. Первоначально каждый трибунал возглавлялся двумя судьями с равными правами, а с начала 14 в. – только одним судьей. С 14 в. при них состояли юристы-консультанты (квалификаторы), определявшие «еретичность» высказываний обвиняемых. Кроме них, в число служащих трибунала входили нотариус, заверявший показания, понятые, присутствовавшие при допросах, прокурор, врач, следивший за состоянием здоровья обвиняемого во время пытки, и палач. Инквизиторы получали годовое жалование или часть конфискованного у «еретиков» имущества (в Италии одну треть). В своей деятельности они руководствовались как папскими постановлениями, так и специальными пособиями: в ранний период наибольшей популярностью пользовалась Практика инквизиции Бернара Ги (1324), в позднее средневековье – Молот ведьм Я.Шпренгера и Г.Инститориса (1487).

Существовало два типа инквизиционной процедуры – общее и индивидуальное расследование: в первом случае опрашивалось все население данной местности, во втором – через кюре делался вызов определенному человеку. Если вызванный не являлся, его подвергали отлучению. Явившийся давал клятву чистосердечно рассказать все, что ему известно о «ереси». Сам ход разбирательства хранился в глубокой тайне. Широко использовались пытки, разрешенные к применению Иннокентием IV (1252). Их жестокость вызывала порой осуждение даже у светских властей, например, у Филиппа IV Красивого (1297). Обвиняемому не сообщались имена свидетелей; ими могли стать даже отлученные от церкви, воры, убийцы и клятвопреступники, показания которых никогда не принимались в светских судах. Он был лишен возможности иметь адвоката. Единственным шансом для приговоренного была апелляция к Св. Престолу, хотя формально и запрещенная буллой 1231. Человек, некогда осужденный инквизицией, в любой момент мог быть вновь привлечен к судебной ответственности. Даже смерть не прекращала процедуру расследования: в случае признания виновным уже умершего его прах извлекали из могилы и сжигали.

Система наказаний была установлена буллой 1213, декретами Третьего Латеранского собора и буллой 1231. Осужденные инквизицией передавались гражданским властям и подвергались светским наказаниям. «Еретику», «раскаявшемуся» уже в ходе процесса, полагалось пожизненное заключение, которое инквизиционный трибунал имел право сокращать; такой вид наказания являлся новшеством для пенитенциарной системы средневекового Запада. Узники содержались в тесных камерах с отверстием в потолке, питались лишь хлебом и водой, иногда заковывались в кандалы и цепи. В позднее средневековье тюремное заключение порой заменялось каторжными работами на галерах или в работных домах. Упорствующий «еретик» или вновь «впавший в ересь» приговаривался к сожжению на костре. Осуждение нередко влекло за собой конфискацию имущества в пользу светских властей, которые возмещали расходы инквизиционного трибунала; отсюда особый интерес инквизиции к состоятельным людям.

Для тех же, кто являлся с повинной в инквизиционный трибунал в течение «срока милосердия» (15–30 дней, считая от момента прибытия судей в ту или иную местность), отводившегося для сбора информации (доносы, самооговоры и пр.) о преступлениях против веры, применялись церковные наказания. К ним относились интердикт (запрет на отправление богослужения в данной местности), отлучение от церкви и разные виды епитимьи – строгий пост, длительные молитвы, бичевание во время мессы и религиозных процессий, паломничество, пожертвования на богоугодные дела; успевший покаяться ходил в особой «покаянной» рубахе (санбенито).

Инквизиция с 13 в. до нашего времени. 13 век оказался периодом апогея инквизиции. Эпицентром ее активности во Франции стал Лангедок, где с необычайной жестокостью преследовались катары и вальденсы; в 1244 после взятия последнего оплота альбигойцев Монсегюра было отправлено на костер 200 чел. В Центральной и Северной Франции в 1230-х с особым размахом действовал Робер Лебугр; в 1235 в Мон-Сен-Эме он устроил сожжение 183 чел. (в 1239 осужден папой на пожизненное заключение). В 1245 Ватикан даровал инквизиторам право «взаимного прощения прегрешений» и освободил их от обязанности повиноваться руководству своих орденов.

Инквизиция нередко наталкивалась на сопротивление местного населения: в 1233 был убит первый инквизитор Германии Конрад Марбургского (это привело к почти полному прекращению деятельности трибуналов в германских землях), в 1242 – члены трибунала в Тулузе, в 1252 – инквизитор Северной Италии Пьер Веронский; в 1240 против инквизиторов восстали жители Каркассона и Нарбонна.

В середине 13 в., опасаясь растущего могущества инквизиции, ставшей вотчиной доминиканцев, папство попыталось поставить ее деятельность под более строгий контроль. В 1248 Иннокентий IV подчинил инквизиторов епископу Ажанскому, а в 1254 передал трибуналы в Средней Италии и Савойе в руки францисканцев, оставив за доминиканцами только Лигурию и Ломбардию. Но при Александре IV (1254–1261) доминиканцы взяли реванш; во второй половине 13 в. они фактически перестали считаться с папскими легатами и превратили инквизицию в самостоятельную организацию. Пост генерала-инквизитора, через которого папы осуществляли надзор за ее деятельностью, по многу лет оставался вакантным.

Многочисленные жалобы на произвол трибуналов заставили Климента V реформировать инквизицию. По его инициативе Вьеннский собор 1312 обязал инквизиторов согласовывать судмордаю процедуру (особенно применение пыток) и приговоры с местными епископами. В 1321 Иоанн XXII еще более ограничил их полномочия. Инквизиция постепенно приходила в упадок: судьи периодически отзывались, их приговоры часто кассировались. В 1458 жители Лиона даже арестовали председателя трибунала. В ряде стран (Венеция, Франция, Польша) инквизиция оказалась под контролем государства. Филипп IV Красивый в 1307–1314 использовал ее как инструмент для разгрома богатого и влиятельного ордена тамплиеров; с ее помощью германский император Сигизмунд расправился в 1415 с Яном Гусом, а англичане в 1431 с Жанной д'Арк. Функции инквизиции передавались в руки светских судов, как ординарных, так и экстраординарных: во Франции, например, во второй половине 16 в. дела о «ереси» рассматривались и парламентами (судами), и специально созданными для этого «огненными палатами» (chambres ardentes).

В конце XV в. инквизиция пережила свое второе рождение. В 1478 при Фердинанде Арагонском и Изабелле Кастильской она была учреждена в Испании и в течение трех с половиной столетий являлась орудием королевского абсолютизма. Испанская инквизиция, созданная Т.Торквемадой, прославилась особой жестокостью; главным ее объектом стали недавно обращенные в христианство иудеи (мараны) и мусульмане (мориски), многие из которых тайно продолжали исповедовать прежнюю религию. По официальным данным, в 1481–1808 в Испании на аутодафе (публичная казнь «еретиков») погибло почти 32 тыс. человек; 291,5 тыс. подверглись другим наказаниям (пожизненное заключение, каторга, конфискация имущества, позорный столб). Введение инквизиции в Испанских Нидерландах стало одной из причин Нидерландской революции 1566–1609. С 1519 этот институт действовал в испанских колониях Центральной и Южной Америки.

В конце 15 в. инквизиция приобрела особое значение и в Германии; здесь, помимо «ересей», она активно боролась с «ведовством» («охота на ведьм»). Однако в 1520-х в немецких княжествах, где победила Реформация, с этим институтом было покончено навсегда. В 1536 инквизиция была учреждена в Португалии, где развернулось преследование «новых христиан» (иудеев, принявших католицизм). В 1561 португальская корона ввела ее в своих индийских владениях; там она занялась искоренением местного «лжеучения», соединявшего черты христианства и индуизма.

Успехи Реформации побудили папство трансформировать инквизиционную систему в сторону большей централизации. В 1542 Павел III учредил постоянную Священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции (Священная канцелярия) для надзора за деятельностью трибуналов на местах, хотя реально ее юрисдикция распространялась только на Италию (кроме Венеции). Канцелярия возглавлялась самим папой и состояла сначала из пяти, а затем из десяти кардиналов-инквизиторов; при ней функционировал консультативный совет из специалистов по каноническому праву. Она также осуществляла папскую цензуру, с 1559 издавая Индекс запрещенных книг. Самыми знаменитыми жертвами папской инквизиции были Джордано Бруно и Галилео Галилей.

Начиная с века Просвещения инквизиция стала терять свои позиции. В Португалии ее права были значительно урезаны: С. де Помбал, первый министр короля Жозе I (1750–1777), в 1771 лишил ее права цензуры и ликвидировал аутодафе, в 1774 запретил применение пыток. В 1808 Наполеон I полностью упразднил инквизицию в захваченных им Италии, Испании и Португалии. В 1813 Кадисские кортесы (парламент) отменили ее и в испанских колониях. Однако после падения Наполеоновской империи в 1814 она была восстановлена как в Южной Европе, так и в Латинской Америке. В 1816 папа Пий VII запретил применение пыток. После революции 1820 институт инквизиции окончательно прекратил свое существование в Португалии; в 1821 он него отказались и латиноамериканские страны, освободившиеся от испанского владычества. Последним казненным по приговору инквизиционного суда стал испанский учитель К. Риполь (Валенсия; 1826). В 1834 инквизиция была ликвидирована в Испании. В 1835 папа Григорий XVI официально отменил все местные инквизиционные трибуналы, но сохранил Священную канцелярию, чья деятельность с этого времени ограничилась отлучениями от церкви и изданием Индекса.

Ко времени Второго Ватиканского собора 1962–1965 Священная канцелярия оставалась лишь одиозным пережитком прошлого. В 1966 папа Павел VI фактически упразднил ее, преобразовав в Конгрегацию вероучения с чисто цензурными функциями; Индекс был отменен.

Знаменательным актом стала переоценка Иоанном Павлом II (1978–2005) исторической роли инквизиции. По его инициативе в 1992 был реабилитирован Галилей, в 1993 – Коперник, в 1998 открыты архивы Священной канцелярии. В марте 2000 от имени церкви Иоанн Павел II принес покаяние за «грехи нетерпимости» и преступления инквизиции.


Источник: http://www.krugosvet...9/1012039a1.htm

Ответить

Фотография Орион Орион 25.07 2009

А в чем вопрос?
Ответить

Фотография Surrey Surrey 07.08 2010

Испанская инквизиция, созданная Т.Торквемадой, прославилась особой жестокостью

Главной задачей Торквемады было религиозное и политическое объединение Испании. Для достижения этой цели он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции.
Ответить

Фотография СветланаС СветланаС 07.08 2011

Народ!
А кто что думает - почему это совпали хронологически так называемая Эпоха возрождения и расцвет инквизиции в Европе?
Ответить

Фотография Марк Марк 07.08 2011

Опять вопрос с "подковыркой"? :rolleyes: Я уж боюсь отвечать на ваши вопросы...
Ответить

Фотография Демон Демон 07.08 2011

И опять пустое название. B)
Ответить

Фотография СветланаС СветланаС 07.08 2011

И опять пустое название. B)


При загрузке съелось...
А если Вы с сарказмом ;) , ну тут кого что интересует. Вообще-то в мире все пустое, кроме мировой революции, конечно. :)
Ответить

Фотография ZHAN ZHAN 07.08 2011

Народ!
А кто что думает - почему это совпали хронологически так называемая Эпоха возрождения и расцвет инквизиции в Европе?

А они правда совпали?
Ответить

Фотография СветланаС СветланаС 08.08 2011

А они правда совпали?



Из Вики:
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Расцвет инквизиции, хотя она тоже появилась ранее, тоже приходится на это время и далее: "Молот ведьм" появился в 1486 году.
Странно. :huh:
Ответить

Фотография ZHAN ZHAN 08.08 2011

Итальянский аристократ Лотарио Конти, граф Сеньи (1160 или 1161 — 1216), был избран папой римским и принял имя Иннокентий III. За время его 18-летнего понтификата папство достигло вершин своего могущества. Большинство европейских властителей признали себя вассалами папы. Вдохновитель четвертого крестового похода (1202–1204 годы) и истребительного альбигойского похода (1209–1229 годы), инициатор создания Ордена меченосцев (Ливонского ордена) и инквизиции, он созвал в 1215-м IV Латеранский собор, узаконивший костры еретиков, предписавший евреям носить отличительную нашивку и запретивший им выходить на улицу в Страстную неделю.


08 апреля 1341 года на Капитолийском холме, в Сенатском дворце, где сегодня заседает Муниципальный совет, был увенчан лавровым венком 36-летний Франческо Петрарка — в знак признания его лучшим поэтом и непревзойденным знатоком античной литературы. Так после тысячелетнего перерыва возродилась древняя греко-римская традиция увенчания лаврами выдающихся личностей. Предложение провести такую «коронацию» одновременно прислала Петрарке и парижская Сорбонна, но тот предпочел Рим. Предварительно триумфатора проэкзаменовал по классической филологии неаполитанский король Роберт Мудрый. Пораженный познаниями автора сонетов к Лауре, монарх подарил ему для церемонии подбитую горностаем пурпурную мантию… Многие историки культуры считают, что именно с этой символической даты началась эпоха Возрождения.

Их журнала "Вокруг света"
Сообщение отредактировал ZHAN: 08.08.2011 - 00:23 AM
Ответить

Фотография СветланаС СветланаС 08.08 2011

см. выше: Расцвет инквизиции, хотя она тоже появилась ранее.

Все верно - Вы раскрыли эту позицию - инквизиция появилась ранее, в Испании, а так называемая ЭВ ранее, в Италии. Я с этим не спорю вовсе.

Вроде уточнила - расцвет...

Именно Молот послужил серьезной отправной точкой в уничтожении женщин в Европе, что и понятно, если прочитаешь его, хотя бы 10 страниц.
Ответить

Фотография ZHAN ZHAN 08.08 2011

Как определить расцвет инквизиции? Может по количеству казней? Такая статистика есть?
Ответить

Фотография СветланаС СветланаС 08.08 2011

Как определить расцвет инквизиции? Может по количеству казней? Такая статистика есть?


Ну в частности, конечно. Число жертв указывается от сотен человек (христиане) до сотен тысяч, и большая часть с 15 века.
Плюс - в искусстве (изображения казни являются не "эзоповым языком", а просто нормой), плюс -казни известных людей, как Бруно, например.

Вот БСЭ:
В 16 в. И. стала одним из основных орудий контрреформации. В 1542 в Риме был учрежден верховный инквизиционный трибунал. Жертвами И. стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж. Бруно, Дж. Ванини и др.). Особенно свирепствовала И. в Испании (где с конца 15 в. она была тесно связана с королевской властью). Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (15 в.) было сожжено заживо более 10 тыс. чел.

Но вообще этот этап "Новой инквизиции" определяют с Торквемады (еврей по иронии судьбы в смысле дальнейшей участи евреев)
Томáс де Торквемáда (исп. Tomás de Torquemada, читается как Торкемáда; 1420 — 16 сентября, 1498) — основатель испанской инквизиции, первый великий инквизитор Испании.

Ну, ежели не убеждает вреся "расцвета", поройтесь.
Ответить

Фотография ZHAN ZHAN 08.08 2011

А что же тогда считать расцветом эпохи Возрождения?
Ответить

Фотография СветланаС СветланаС 08.08 2011

А что же тогда считать расцветом эпохи Возрождения?


Почитайте, когда родился да Винчи и пр.
Ответить

Фотография posluh posluh 09.08 2011

Народ!
А кто что думает - почему это совпали хронологически так называемая Эпоха возрождения и расцвет инквизиции в Европе?

А своя-то версия какая?

Мне кажется, стоит внимательнее посмотреть - откуда тогда шла культура в Европу. Кто сохранил античную и другую древнюю культуру, и потихоньку её распространял вместе с товарами, попутно пугая европейцев своей "неассимилированостью" и знаниями, а также усиливая страхи к "своим умникам" старым и особенно новым.
Восток - вечный и главный "виновник" всех европейских неприятностей.
Ответить

Фотография Alisa Alisa 09.08 2011

Римская церковь во времена Раннего Средневековья была, по сути, диктатором своей воли всем христианам, в том числе даже монархам. А что делает диктатура, если чувствует, что власть уходит из рук? Конечно начинает репрессии и меры устрашения.
Таково мое мнение :)
Ответить

Фотография СветланаС СветланаС 10.08 2011

А своя-то версия какая?

Мне кажется, стоит внимательнее посмотреть - откуда тогда шла культура в Европу. Кто сохранил античную и другую древнюю культуру, и потихоньку её распространял вместе с товарами, попутно пугая европейцев своей "неассимилированостью" и знаниями, а также усиливая страхи к "своим умникам" старым и особенно новым.
Восток - вечный и главный "виновник" всех европейских неприятностей.


Пока не вижу зацепки. Восток был религиозным конкурентом, а потому максимально игнорировался.
Я не исключаю, что дело не в "возрождении", а в изменении искусства. Возрождение-то чего?

Ну странно, согласитесь, что во время костров инквизиции на картинах мы видим сплошь обнаженное тело, например.
Да, то, что многие Папы Римские были распутниками, факт известный, но идеология "на народ" была жесткой. И искусство контролировалось, значит, все происходило с их ведома. Значит устраивало, но почему?
Может быть контролируемое изменение отношения к ценностям прошлого, к уничтожаемой церковью культуре? Это пока единственный вариант. :huh:

Римская церковь во времена Раннего Средневековья была, по сути, диктатором своей воли всем христианам, в том числе даже монархам. А что делает диктатура, если чувствует, что власть уходит из рук? Конечно начинает репрессии и меры устрашения.
Таково мое мнение :)


В отношении инквизиции - да, это одна из мотиваций, с Возрождением сложнее.

Да, Алис, спасибо, что дали название, :) у меня какие-то сбои.
Ответить

Фотография Alisa Alisa 10.08 2011

В отношении инквизиции - да, это одна из мотиваций, с Возрождением сложнее.

В каком смысле сложнее?

Да, Алис, спасибо, что дали название, :) у меня какие-то сбои.

Это не я :)
У меня тоже не получилось дать название. Благодарите ddd.
Ответить

Фотография ZHAN ZHAN 10.08 2011

Возможно, в творчестве художественных натур сыграл свою роль "запретный плод". То, что запрещалось официальной церковью, должно было вызывать повышенный интерес у людей творческих.
Ответить