Восточно-Карпатская операция

      Задача освобождения Чехословакии была поставлена непосредственно перед войсками 1,4 и 2-го Украинских фронтов. В связи с успешным продвижением войск 2-то Украинского фронта в тыл карпатской группировки противника возникла возможность начать освобождение Словакии без преодоления Восточных Карпат и удара по вражеским войскам с востока. Поэтому 26 августа Ставка Верховного Главнокомандования дала указание 4-му Украинскому фронту ранее намеченную операцию отложить и перейти к жесткой обороне. Однако обстановка вскоре снова резко изменилась: в Словакии началось вооруженное восстание. 31 августа посланник Чехословакии в СССР 3. Фирлингер и начальник чехословацкой военной миссии в СССР генерал Г. Пика обратились к Советскому правительству с просьбой оказать срочную военную помощь словацкому народу.
      2 сентября командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза И. С. Конев направил письменное донесение Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину о перелете 30 августа на советскую сторону группы словацких самолетов. Среди прилетевших офицеров был заместитель командира восточнословацкого корпуса полковник В. Тальский. Ознакомив командование фронта с положением в Словакии, он заявил, что в случае наступления советских войск в западном направлении 1-я и 2-я словацкие дивизии, расположенные на чехословацко-польской границе, могли бы наступать на Кросно, навстречу им.
      Ставка Верховного Главнокомандования понимала, что операция по форсированию Карпат с востока с военной точки зрения сопряжена со многими дополнительными трудностями. Однако чувство искренней дружбы и желание помочь чехословацкому народу, ставшему жертвой немецко-фашистской агрессии, продиктовали решение о нанесении удара в Карпатах вопреки его оперативной нецелесообразности. Получив донесение командующего 1-м Украинским фронтом о перелете словацких самолетов, Верховный Главнокомандующий приказал фронту подготовить и предпринять наступление из района Кросно, Санок в общем направлении на Прешов, выйти на границу Словакии и соединиться со словацкими войсками. Одновременно 4-й Украинский фронт получил приказ нанести по противнику удар правым крылом из района Санок в направлении Команьча с целью выйти на границу Словакии и также соединиться с повстанцами, вступившими в бои с немецко-фашистскими захватчиками. Для того чтобы помочь 4-му Украинскому фронту перейти Карпаты и овладеть районом Ужгород, Чоп, Мукачево, Ставка Верховного Главнокомандования 5 сентября 1944 г. дала указание 2-му Украинскому фронту нанести удар с юга через Брашов и Сибиу в направлении на Клуж.
      Войска 1-го и 2-го Украинских фронтов в течение лета вели тяжелые бои, понесли потери и нуждались в отдыхе и пополнении. Но обстановка требовала немедленных действий. Поэтому командующий 1-м Украинским фронтом уже 4 сентября отдал оперативную директиву на проведение операции. В соответствии с его решением 38-я армия под командованием генерала К. С. Москаленко, усиленная 25-м танковым, 1-м гвардейским кавалерийским и 1-м чехословацким армейским корпусами, а также артиллерийскими и инженерными частями и соединениями, должна была нанести удар из района Кросно, прорвать оборону противника на 8-километровом участке и уничтожить противостоящие его части. Затем ей предстояло, развивая наступление в общем направлении на Прешов, выйти на территорию Словакии и соединиться с повстанцами.
      Главный удар армия наносила вдоль шоссе, идущего от Кросно через Дуклю к Дуклинскому перевалу. Это был кратчайший путь в Словакию. Наступление здесь обеспечивало овладение важными коммуникациями и позволяло выходом войск на южные склоны Карпат перерезать основные пути 1-й немецкой танковой армии, связывавшие ее с главными силами группы армий «Северная Украина».
      Вся операция планировалась на глубину 90 — 95 км и продолжительностью на пять суток. Это определялось стремлением советского командования как можно быстрее помочь повстанцам, поднявшимся на вооруженную борьбу с врагом. При планировании операции учитывалось, что на третий день навстречу войскам 38-й армии из района Стропкова начнут наступление 1-я и 2-я дивизии восточнословацкого корпуса и партизанские отряды, которые должны были помочь советским войскам в преодолении горных перевалов.
      Для поддержки войск на участке прорыва создавалась артиллерийская плотность, достигавшая 200 орудий и минометов на 1 км фронта. Артподготовка планировалась продолжительностью 2 часа 05 минут. При этом поддержка атаки предусматривалась одинарным огневым валом. На всю операцию выделялось 2,8 комплекта боеприпасов. С воздуха действия 38-й армии обеспечивались частью сил 2-й воздушной армии, которой командовал генерал С. А. Красовский. Для поддержания связи командующий 1-м Украинским фронтом 6 сентября направил в Словакию в штаб Я. Голиана группу офицеров.
      По решению командующего 4-м Украинским фронтом генерала И. Е. Петрова 1-я гвардейская армия под командованием генерала А. А. Гречко, усиленная несколькими танковыми, артиллерийскими и инженерными соединениями и частями, прорывала оборону противника в районе Санок на фронте в 4 км, нанося удар в общем направлении на Команьча.
      Плотность артиллерии на направлении главного удара, на стыке с участком прорыва 38-й армии, доводилась до 100 орудий и минометов на 1 км фронта прорыва. Для создания ударной группировки армия провела необходимую перегруппировку войск.
      Наступать советским войскам предстояло в сложных условиях Карпат, через Восточные Бескиды — цепь гор, во многих местах покрытых лесами. Высота их достигает 700 м над уровнем моря. Наиболее доступным для продвижения войск был признан находящийся на высоте 502 м Дуклинский перевал, через который проходит шоссе Кросно — Прешов. Восточные Бескиды изобилуют реками, впадающими на севере в Вислу, а на юге в Дунай. Их русла пролегают в узких каменистых ущельях. Даже при незначительных осадках уровень воды в них быстро повышается. В период обильных дождей в осеннее время они превращаются в бурные потоки, становятся труднопреодолимыми. На северных склонах Карпат имелась лишь одна дорога.
      Таким образом, перед войсками 1-го и 4-го Украинских фронтов стояла весьма трудная задача. Немецко-фашистское руководство стремилось любой ценой удержать Словакию, рассматривая ее как барьер на пути Советской Армии в промышленные районы Чехии, Моравии, Венгрии и Юго-Восточной Польши. Гитлеровское командование отчетливо представляло, что преодоление войсками 1-го Украинского фронта наиболее узкой части Главного Карпатского хребта привело бы к быстрому прорыву их в Чехословакию и на Венгерскую низменность и к соединению с армиями 2-го Украинского фронта, продвигавшимися из северной части Румынии к границе с Чехословакией. Кроме того, вступление советских войск через Словакию в Венгрию создавало прямую угрозу южным районам самой Германии. Поэтому гитлеровцы сосредоточили здесь крупную группировку войск и, используя систему параллельных хребтов Карпатских гор, построили на всех важнейших направлениях глубокую и сильную оборону. Основу ее составляли эшелонированные на глубину до 60 км укрепленные районы, прикрытые в промежутках инженерными сооружениями полевого типа.
      Советское командование учитывало, что сложный характер местности и сильная оборона противника крайне затруднят действия войск, осуществление маневра силами и средствами. Поэтому при подготовке операции особое внимание обращалось на выбор направления главного удара, организацию взаимодействия, на артиллерийскую и авиационную поддержку и инженерное обеспечение.
      Наступление войск 1-го и 4-го Украинских фронтов первоначально развертывалось на узком участке, затем ширина его полосы достигла нескольких сот километров. В результате Восточно-Карпатская операция приобрела большое стратегическое значение. Она включала две операции — Карпатско-Дуклинскую и Карпатско-Ужгородскую. Важнейшей ее частью была Карпатско-Дуклинская операция войск 38-й армии 1-го Украинского фронта и правого фланга 1-й гвардейской армии 4-го Украинского фронта. Карпатско-Ужгородская проводилась войсками центра и левого крыла 4-го Украинского фронта.
      В Восточно-Карпатской операции участвовали три общевойсковые армии и два отдельных стрелковых корпуса, один танковый и один кавалерийский корпуса со средствами усиления. В их составе насчитывалось 34 стрелковые дивизии. Численность каждой из них колебалась в пределах от 4,5 до 5 тыс. человек на 1-м Украинском фронте и от 4,5 до 6 тыс. человек — на 4-м Украинском фронте. Действия наземных войск с воздуха обеспечивались авиацией двух воздушных армий. Всего в войсках к началу операции было 246 тыс. человек, 5140 орудий и минометов, 322 танка и САУ и 1165 боевых самолетов.
      Советским войскам противостояли 1-я немецкая танковая и 1-я венгерская армии. Они имели 19 дивизий, в каждой из которых было от 4 до 10 тыс. человек. В составе войск противника насчитывалось около 300 тыс. солдат и офицеров, 3250 орудий и минометов, 100 танков и штурмовых орудий и 450 боевых самолетов.
      Советские войска превосходили противника в артиллерии в 1,5 раза в танках и САУ (штурмовых орудиях) в 3,2 раза, в авиации в 2,5 раза, а на стороне немецко-фашистских войск было превосходство в живой силе (1,2 : 1).
      Перед операцией военные советы фронтов и армий добивались тщательной подготовки войск к действиям в горно-лесистых условиях как в оперативно-тактическом и материально-техническом, так и в морально-политическом отношении. В частности, Военный совет 4-го Украинского фронта в середине августа разработал «Организационные указания по подготовке войск к действиям в горах», затем издал «Инструкцию войскам, действующим в горно-лесистой местности» и специальную директиву о предстоящем наступлении в Карпатах.
      Карпатско-Дуклинская операция началась утром 8 сентября. После артиллерийской подготовки и ударов авиации главные силы 38-й армии прорвали оборону противника на 12-километровом фронте и в течение дня продвинулись вперед в направлении Дуклинского перевала до 12 км. Однако с переброской немецко-фашистским командованием к району прорыва трех дивизий, в том числе двух танковых, и отдельных частей в последующие дни бои приобрели затяжной характер. Ввод в сражение 25-го танкового, 1-го гвардейского кавалерийского и 1-го чехословацкого армейского корпусов не изменил существенно положение. Тогда командующий фронтом решил 10 сентября сосредоточить в полосе наступления 38-й армии и 4-й гвардейский танковый корпус. Это обеспечило перелом в борьбе на главном направлении.
      Вместе с советскими воинами мужественно сражались бойцы 1-го чехословацкого армейского корпуса, которым с 10 сентября командовал генерал Л. Свобода. Они особенно отличились при овладении мощным опорным пунктом противника на высоте 534, прикрывавшим шоссе к Дуклинскому перевалу. От исхода этого боя во многом зависел успех дальнейшего наступления. Действуя самоотверженно, чехословацкие воины преодолели упорное сопротивление гитлеровцев и в ночь на 11 сентября овладели высотой. В течение двух дней противник предпринимал яростные контратаки, стремясь вернуть этот опорный пункт, но бойцы чехословацкого корпуса совместно с воинами 25-го танкового корпуса, 11-й гвардейской истребительно-противотанковой артиллерийской бригады и 183-й стрелковой дивизии при поддержке летчиков 2-й воздушной армии отразили его натиск и продолжали продвижение к Дуклинскому перевалу.
      Действуя в горных условиях, советские и чехословацкие воины проявляли массовый героизм. Однако наступление развивалось медленно. За семь дней войска 38-й армии прорвали лишь первую полосу обороны на узком участке. Но потом они, продвинувшись вперед, преодолели и вторую полосу.
      Тяжелые бои вели и войска 1-й гвардейской армии, перешедшие в наступление 9 сентября. Противник, продолжавший наращивать свои силы, оказывал упорное сопротивление, используя выгодные для себя условия местности и заблаговременно подготовленные оборонительные рубежи. Каждую высоту, каждый населенный пункт приходилось брать в кровопролитных схватках. Но натиск советских войск все более нарастал. К исходу 13 сентября соединения 1-й гвардейской армии прорвали оборону противника на фронте до 30 км и продвинулись с боями до 15 км.
      18 сентября 1-я гвардейская армия получила задачу нанести главный удар в направлении Радошице и к исходу 19 сентября выйти на польско-чехословацкую границу. Преодолевая яростное сопротивление гитлеровцев, ее войска упорно продвигались вперед. 20 сентября первыми на чехословацкую территорию в районе села Калинова вышли воины 242-й горнострелковой дивизии под командованием генерала В. Б. Лисинова и 129-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Т. У. Гринченко.
      Вступление советских войск в Чехословакию, знаменовавшее собой начало ее освобождения, имело огромное политическое значение: оно придало освободительной борьбе чехословацкого народа против фашизма еще более широкий размах.
      Гитлеровское командование, встревоженное выходом советских войск на территорию Чехословакии, спешно подтягивало свежие силы, стараясь удержать в своих руках перевалы и дороги. В полосе наступления 1-й гвардейской армии исключительное значение имел перевал Русский, к которому приближались ее соединения. Захват его обеспечивал более удобное и быстрое маневрирование войск по важной шоссейной дороге и увеличивал возможность выхода на фланги противника и на равнину.
      Для удержания перевала гитлеровское командование подтянуло дополнительно две дивизии. Особенно ожесточенные бои за него развернулись в период с 26 по 30 сентября. Усиливалось сопротивление гитлеровцев, к тому же резко ухудшилась погода. Густые туманы по утрам и вечерам, сплошная низкая облачность, непрерывные дожди крайне затрудняли боевые действия войск, а также работу транспорта, подвоз боеприпасов, потребность в которых непрерывно возрастала.
      Пытаясь остановить дальнейшее продвижение войск 1-й гвардейской армии, немецко-фашистское командование продолжало перебрасывать против нее части с других участков фронта, в том числе и с участка, где действовали войска 18-й армии. Подход новых сил врага вынудил гвардейцев в конце сентября временно приостановить наступление.
      Командующий 18-й армией генерал Е. П. Журавлев, воспользовавшись ослаблением вражеской группировки в своей полосе, сосредоточил основные силы для нанесения мощного удара на правом фланге, примыкавшем к 1-й гвардейской армии, оставив на остальном фронте лишь две дивизии. Это позволило прорвать вражескую оборону.
      В результате двадцатидневного наступления войска 4-го Украинского фронта и 38-й армии 1-го Украинского фронта, действуя в полосе 300 км, местами продвинулись вперед до 50 км, вышли к перевалам Карпатского хребта и на фронте свыше 100 км преодолели их.
      Развивая наступление в Карпатах, советские войска громили вражеские опорные пункты обходом или охватом их с флангов, выходом в тылы. Фронтальные же атаки они применяли преимущественно для отвлечения внимания противника от направления своего главного удара и сковывания его основных сил.
      Во второй половине сентября войска 38-й армии совместно с частями 1-го чехословацкого армейского корпуса, продолжая бои за Дуклинский перевал, настойчиво пробивались к границе. 20 сентября части 4-го гвардейского танкового корпуса, наступавшие с севера и северо-запада, овладели важным пунктом — местечком Дукля. 30 сентября после перегруппировки войск было предпринято наступление непосредственно на Дуклинский перевал. Войска 38-й и 1-й гвардейской армий двигались в обход дуклинской группировки противника. Нависшая угроза окружения ее вынудила немецко-фашистское командование начать в ночь на 6 октября отвод своих частей. Войска 38-й армии совместно с чехословацким корпусом немедленно приступили к преследованию врага. Сбивая вражеские арьергарды, воины чехословацкого корпуса при непосредственном содействии частей советских 67-го стрелкового и 31-го танкового корпусов 6 октября овладели Дуклинским перевалом. Чехословацкие воины вступили на родную землю, освободив село Вышни Комарник. Поэтому 6 октября ежегодно отмечается в Чехословакии как День ее Народной армии.
      В ходе Карпатско-Ужгородской операции к 18 октября войска 1-й гвардейской и 18-й армий 4-го Украинского фронта преодолели Восточные Карпаты, освободив города Ясиня, Рахов и много других населенных пунктов Закарпатья. 17-й отдельный гвардейский стрелковый корпус в этот день взял Сигет на реке Тиса и вошел в соприкосновение с войсками 40-й армии 2-го Украинского фронта.
      В связи с этими успехами Президиум Словацкого национального совета 21 октября направил командующему 4-м Украинским фронтом телеграмму, в которой говорилось: «По случаю перехода Карпатского хребта армиями 4-го Украинского фронта и их вступления на территорию Чехословацкой республики Президиум Словацкого национального совета шлет Вам и Вашим войскам пламенные приветы от имени Словацкого национального совета, от имени всего словацкого народа, от имени чехословацкой армии и партизан, воюющих в Словакии. Уверяем Вас, что в нашей справедливой войне против немецких агрессоров мы и в дальнейшем будем действовать с той же решимостью, как и до сих пор. С радостью ожидаем момента, когда сможем присоединиться к Вашим войскам в их походе против нашего общего врага. Да здравствуют армии 4-го Украинского фронта! Да здравствует Красная Армия! Да здравствует Советский Союз! Да здравствует свободная Чехословакия!»
      Во второй половине октября 4-й Украинский фронт боевые действия вел уже на юго-западных и южных склонах Восточных Карпат. Тем временем войска правого крыла 2-го Украинского фронта с боями продвигались в район юго-западнее Ужгорода. Возникла реальная возможность окружения гитлеровцев, оборонявшихся перед центром и левым крылом 4-го Украинского фронта, и они начали отступать. Соединения 18-й армии и 17-го отдельного гвардейского стрелкового корпуса, настойчиво преследуя их, 26 октября освободили крупный промышленный центр Мукачево, а на следующий день — Ужгород.
      К концу октября войска 18-й армии и 17-го отдельного гвардейского стрелкового корпуса на всем участке своего наступления вышли на Венгерскую низменность.
      Войска 4-го Украинского фронта, заняв приграничные словацкие районы, вступили в пределы Чехословакии. Их успешное продвижение вперед приближало освобождение всего чехословацкого народа.
      28 октября 1944 г. войска 1-го и 4-го Украинских фронтов завершили Восточно-Карпатскую операцию. В ходе ее была полностью уничтожена одна дивизия противника, а пять дивизий потеряли от 50 до 75 процентов своего состава. Советские войска взяли в плен 31 360 вражеских солдат и офицеров, захватили 912 орудий и минометов, 40 танков и штурмовых орудий. Враг вынужден был дополнительно перебросить в Карпаты 15 дивизий, снятых с других участков фронта. Немецко-фашистские войска утратили важный стратегический рубеж — Восточные Карпаты.
      Преодоление Восточных Карпат и прорыв на Венгерскую низменность открывали перед советскими войсками перспективу изгнания немецко-фашистских захватчиков из Чехословакии и выхода к южной границе Германии.
      Нанеся поражение крупной группировке противника, войска 1-го и 4-го Украинских фронтов завершили изгнание врага из западных областей Украины, освободили Закарпатскую Украину и часть Восточной Словакии.



   назад       далее